Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах

Информация о педагогике » Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах

Предмет "Музыка" в общеобразовательной школе одной из своих целей имеет воспитание слушателя, способного воспринимать музыку, проникать в ее содержание.

Понимать музыку означает воспринимать ее не только на эмоциональном уровне, но и на смысловом. Музыка это особый язык, средство коммуникации. Музыка - способ передачи тончайших оттенков чувства, она способна разнообразно передавать богатство переживаний человека, движения его души, эмоционально-психологические состояния, их смены и взаимопереходы. И чтобы уловить эти градации в музыке, необходимо организовать целенаправленный процесс постижения учащимися содержания музыки. Музыка - это средство познания жизни и людей. Композиторы рисуют собственную картину мира с помощью звуков. Подобно обычной речи, музыка обладает своими знаками и значениями, она построена по определенным нормам и правилам.

Осознание музыкального произведения не ограничивается только чувственным восприятием. Оно основывается на логической переработке непосредственного восприятия музыкальных произведений, обогащая и расширяя умственный горизонт, усиливая интеллектуальные способности.

При соприкосновении с музыкой, естественно возникает необходимость в развитии специфического музыкального мышления, основанного на интонационно слуховом опыте, предполагающего проникновение в структурно-аналитическую сторону музыки. Это происходит и в результате накопления и усвоения музыкально-теоретических понятий, то есть формирования музыкального тезауруса, который углубляет и обогащает целостное восприятие художественного образа. Музыкальный тезаурус школьника должен быть грамотно сформирован, его освоение необходимо производить целенаправленно. Приблизиться к адекватному восприятию, пониманию содержания произведения можно только путем осмысления услышанного, с помощью разбора и анализа самого произведения. То есть постичь музыку можно только с помощью ее языка, ее же средствами. Но для этого необходимо знать этот язык. Уметь грамотно его применять. И одной из задач учителя музыки при обучении школьников является научение этому языку, формирование понятийного аппарата, умение его применять на практике. Только так возможно воспитание грамотного, образованного слушателя, который, войдя во взрослую жизнь, сможет самостоятельно продолжать постигать искусство, которому не будет скучно на концертах классической музыки только потому, что музыка для него непонятна.

Музыкальный тезаурус школьника довольно широк. И музыкальный тезаурус, связанный с формообразованием является частью всего целого музыкального тезауруса.

Вопросы анализа музыкальных произведений подробно рассматриваются в музыковедческой литературе музыкантами-теоретиками. Однако методика изучения музыкальных явлений и применения на практике специальной музыкальной терминологии в общеобразовательной школе практически не разработана. Зачастую изучение музыкальных произведений ограничивается их прослушиванием и краткой характеристикой, в которой учитель доводит до ученика так называемое "содержание" произведения, практически не касаясь подробного анализа формы, структуры в целом и в деталях. Сама же музыка перестает быть целью, объектом изучения, наблюдения, превращаясь в иллюстрацию или фон. В педагогической практике возникает острое противоречие между необходимостью изучения музыкально-теоретических понятий и недостаточно разработанными методиками, направленными на формирование, усвоение и расширение музыкального тезауруса по музыкальному формообразованию.

Цель работы - рассмотреть педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах

Объект - процесс освоения тезауруса по музыкальным формам

Предмет - педагогические условия формирования тезауруса по музыкальным формам у учащихся средних классов на уроках музыки

Задачи:

изучить и проанализировать литературу по проблеме педагогических условий формирования музыкального тезауруса

определить круг понятий обязательных для изучения формообразования в музыке

Определить значение формирования тезауруса по музыкальным формам

Охарактеризовать психологические особенности детей среднего школьного возраста

рассмотреть методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам.

Педагогические заметки:

Некоторые аспекты формирования индивидуальных образовательных траекторий в условиях вариативного образования
Переход к вариативной системе высшего образования является важной частью образовательной реформы и нацелен на приведение форм и содержания образования в соответствие с изменившимися условиями общественной жизни и экономики, с новой интерпретацией понятия грамотности и общей образованности, в том чи ...

Цели деятельности социального педагога
Социальный педагог – специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.). Социальный педагог изучает ...

Учебно-воспитательный коллектив как объект и субъект воспитания
Одна из важнейших его закономерностей и принципов сущности воспита­ния со­стоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллек ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru