Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка с помощью наглядных пособий

Информация о педагогике » Наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся к урокам русского языка » Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка с помощью наглядных пособий

Страница 1

Умение использовать наглядность принадлежит к умениям, которые могут легко варьироваться по отношению к разным объектам деятельности, т.е. является обобщённым общеучебным умением. Однако обобщённые умения формируются не сами по себе, а одновременно с предметными умениями. В частности на уроках русского языка одновременно с грамматическими умениями, т.е. теми умениями, в результате овладения которыми формируется лингвистическое понятие.

Рассмотрение в структуре познавательной деятельности частных операций, составляющих умение применять графическую наглядность при изучении грамматической темы, позволило соотнести общеучебные и предметные умения.

При сопоставлении общеучебных и грамматических умений выявляется их взаимообусловленность. Так, например, при озаглавливании таблицы, назывании схемы умение соотносить название таблицы и название граф таблиц, название схемы и её элементов и умение соотносить грамматическое понятие и его категории формируются одновременно.

Как видно из последнего столбика таблицы, названные умения по-разному реализуются при заполнении и чтении четвероклассниками графической наглядности. К самостоятельному созданию таблиц и схем не готово более 98 % учащихся. В связи с этим, разумно начинать использование графической наглядности с совместного построения таблиц, схем, рисунков, затем поэтапно обучать школьников заполнению готовых форм наглядности, её чтению, и, наконец, созданию. Мы выбрали для рассмотрения системы работы по использованию наглядности именно такую форму деятельности, где учащиеся не только пользуются готовой наглядностью, но и сами создают её под руководством учителя. Для развития познавательного интереса необходим элемент создания, элемент «творчества».

Именно при таком целенаправленном обучении к концу IV класса более 85% учащихся удаётся самостоятельно создавать элементарную графическую наглядность по русскому языку.

Построение обучения выделенным умением возможно при изучении любой грамматической темы. В науке и школьной практике известно, что наиболее сложна для учащихся тема «Глагол», так как глагол обладает богатством значений и форм, сложной системой многочисленных признаков и форм. Поэтому наиболее целесообразно использовать графическую наглядность при изучении глагола.

Анализ изучения темы «Глагол» и сопровождающей наглядности, присутствующей в современных учебниках русского языка для начальных классов показал преимущества учебно-методического комплекта Т.Г.Рамзаевой, который включает «Программу по русскому языку» для четырёхлетней начальной школы. В связи с этим обучение учащихся подчиняется методическим принципам, реализованным в названном комплекте. Работа над формированием системы работы по использованию графической наглядности при изучении темы «Глагол» в IV классе можно начать с частичного создания и заполнения таблицы «Части речи».

До работы с таблицей у учащихся необходимо выяснить, к изучению какой темы они приступают, какие части речи изучали до этого, что общего и что различного у частей речи, что детям пока неизвестно о глаголе по сравнению с другими частями речи. Учитель предлагает провести сравнение частей речи по таблице «Части речи» и выяснить, какие признаки глагола будут изучаться на предстоящих уроках. Так формируются умение соотносить учебную задачу и название таблицы и умение соотносить учебную задачу и грамматическое понятие, необходимо для её решения, создаётся мотив использования таблицы, мотивируется изучение грамматической темы.

В ходе выполнения заданий по таблице результатом познавательного интереса учащихся совершенствуются следующие умения: умение соотносить название строк и столбиков таблицы и содержание ячеек, название времён глаголов, вид глагола и временные формы конкретных глаголов, умение пользоваться пересечённостью таблицы, умение контролировать свои действия, соотносить названия времён глаголов и вопросы к глаголам.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Экспериментальная программа эстетического воспитания студентов с включением элементов театрального искусства
В рамках экспериментальной программы было проведено ряд мероприятий с целью демонстрации возможностей элементов театрального искусства в студенческих мероприятиях и анализа творческой деятельности студентов как одной из составляющих эстетической готовности. Мероприятие № 1 « Творчество вокруг нас . ...

Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников
Основной целью системы профессиональной ориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для школьников возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, ...

Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях
Занятия со старшими дошкольниками являются самым сложным периодом обучения труду. Это объясняется разнородностью состава детей по степени сформированности уровня трудовой деятельности. Поэтому перед нами в первую очередь стояла задача адекватной оценки состава дошкольников и их знаний и умений. В о ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru