Как уже отмечалось ранее, мышление школьников средних классов отличается своей теоретической направленностью. Логическое мышление развивается интенсивно и становится преобладающим. Это "благодатный" возраст для развития мышления и частности мышления музыкального. Это возраст когда возможно добиться наиболее качественного усвоения понятийного аппарата какой либо области и особенно области музыкальной, музыковедческой области формообразования. Одновременное сочетание нескольких факторов характерных для этого возраста (понятийное мышление, логическое мышление, повышенный интерес к музыкальному искусству в связи с его абстрактностью, наличие эмоциональной стороны) дает прекрасную возможность для формирования музыкального тезауруса формообразования у учащихся средних классов. Для избежания схоластических знаний, формул и сведений формоструктура музыки, ее мелодические, полифонические, гармонические, метроритмические, тембродинамические и иные особенности должны быть опробованы в музыкальной деятельности (исполнительской, слушательской, творческой). Понятия должны быть подкреплены практической деятельностью. "Именно "ощущение изнутри" и проясняют логические абстракции, сопряженные с теми или иными музыкальными явлениями, создают оптимальные условия для протекания музыкально-интеллектуальной деятельности учащегося, возводят последнюю на более высокую в качественном отношении ступень".
Несомненно, такое отношение к музыкальному искусству, направленности обучения на уроках музыки требуют от учителя большей компетентности и уровня профессионализма. Учитель должен довести до ученика не только так называемое "содержание" произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, фактуры. Таким образом, учитель музыки в общеобразовательной школе должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, и хорошим музыкантом-исполнителем. Это задача весьма не из легких. Но только преподавание на высоком уровне профессионального мастерства может сделать уроки музыки интересными, глубокими, содержательными, насыщенными интеллектуальной деятельностью в которой в полной мере могли бы себя реализовать учащиеся - подростки. Ведь в их возрасте происходит самоутверждение. Именно в этом возрасте наиболее престижно быть успешным, эрудированным. В возрасте обучения в средних классах закладываются предпосылки для дальнейшего саморазвития уже во взрослой жизни. Ведь "непонятое" никогда уже не будет привлекать к себе. "Не понятая" классическая музыка будет восприниматься как скучная и не интересная. Общение с музыкой не может происходить без знания того языка, на котором она основана, без знания музыкального языка. А музыка это и есть язык, средство коммуникации.
Таким образом, центральным явлением младшего подросткового периода является процесс образования понятий, переход к новой высшей форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка
Уровень развития музыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних. Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение
определенной системе важнейшая задача музыкальной педагогики. Через систему представлений и понятий, усвоение правильно сформированного и составленного музыкального тезауруса и в частности тезауруса формообразования отражается мышление музыканта. В возрасте обучения в средних классах закладываются предпосылки для дальнейшего саморазвития ребенка уже во взрослой жизни.
Педагогические заметки:
Семья как фактор воспитания и социализации личности
Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного ...
Организация и теоретические обоснования изучаемого эксперимента
Базой для обучающего эксперимента было ДОУ №85 г. Екатеринбурга Цель коррекционной работы – коррекция нарушений речевых и неречевых функций. По результатам констатирующего эксперимента дети были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группу вошли дети, получивш ...
Детский фольклор в истории России
«Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале "Учитель" появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание на ...