Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов

Информация о педагогике » Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах » Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов

Страница 2

Как уже отмечалось ранее, мышление школьников средних классов отличается своей теоретической направленностью. Логическое мышление развивается интенсивно и становится преобладающим. Это "благодатный" возраст для развития мышления и частности мышления музыкального. Это возраст когда возможно добиться наиболее качественного усвоения понятийного аппарата какой либо области и особенно области музыкальной, музыковедческой области формообразования. Одновременное сочетание нескольких факторов характерных для этого возраста (понятийное мышление, логическое мышление, повышенный интерес к музыкальному искусству в связи с его абстрактностью, наличие эмоциональной стороны) дает прекрасную возможность для формирования музыкального тезауруса формообразования у учащихся средних классов. Для избежания схоластических знаний, формул и сведений формоструктура музыки, ее мелодические, полифонические, гармонические, метроритмические, тембродинамические и иные особенности должны быть опробованы в музыкальной деятельности (исполнительской, слушательской, творческой). Понятия должны быть подкреплены практической деятельностью. "Именно "ощущение изнутри" и проясняют логические абстракции, сопряженные с теми или иными музыкальными явлениями, создают оптимальные условия для протекания музыкально-интеллектуальной деятельности учащегося, возводят последнюю на более высокую в качественном отношении ступень".

Несомненно, такое отношение к музыкальному искусству, направленности обучения на уроках музыки требуют от учителя большей компетентности и уровня профессионализма. Учитель должен довести до ученика не только так называемое "содержание" произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, фактуры. Таким образом, учитель музыки в общеобразовательной школе должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, и хорошим музыкантом-исполнителем. Это задача весьма не из легких. Но только преподавание на высоком уровне профессионального мастерства может сделать уроки музыки интересными, глубокими, содержательными, насыщенными интеллектуальной деятельностью в которой в полной мере могли бы себя реализовать учащиеся - подростки. Ведь в их возрасте происходит самоутверждение. Именно в этом возрасте наиболее престижно быть успешным, эрудированным. В возрасте обучения в средних классах закладываются предпосылки для дальнейшего саморазвития уже во взрослой жизни. Ведь "непонятое" никогда уже не будет привлекать к себе. "Не понятая" классическая музыка будет восприниматься как скучная и не интересная. Общение с музыкой не может происходить без знания того языка, на котором она основана, без знания музыкального языка. А музыка это и есть язык, средство коммуникации.

Таким образом, центральным явлением младшего подросткового периода является процесс образования понятий, переход к новой высшей форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка

Уровень развития музыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних. Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение

определенной системе важнейшая задача музыкальной педагогики. Через систему представлений и понятий, усвоение правильно сформированного и составленного музыкального тезауруса и в частности тезауруса формообразования отражается мышление музыканта. В возрасте обучения в средних классах закладываются предпосылки для дальнейшего саморазвития ребенка уже во взрослой жизни.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ
Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для ...

Из истории изучения рассуждения в научно-методической литературе
Вопрос о рассуждении в лингводидактической литературе является довольно спорным. Условно в его изучении можно выделить четыре основных периода. 1-й период - середина XVIII - начало XIX века. Этот период характеризуется становлением и развитием проблемы рассуждения под влиянием филологических трудов ...

О возможности применения векторных многоугольников для решения физических задач
Применение векторных способов, требующих знания основ тригонометрии (в частности, теорем синусов и косинусов), для решения задач механики в непрофильном 9 классе базовой школы вряд ли эффективно в силу недостаточной математической подготовки учащихся. Эти способы рассчитаны на учащихся классов с уг ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru