Причины, приводящие к социально-психологической дезадаптации младших подростков

Информация о педагогике » Социально-педагогическая профилактика социально-психологической дезадаптации младших подростков » Причины, приводящие к социально-психологической дезадаптации младших подростков

Страница 1

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается рядом специфических особенностей, кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. «Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий».

Специалисты и ученые, исследующие особенности социализации детей и подростков, считают проблему социальной адаптации и интеграции младших подростков в обществе наиболее сложной. Подростковый возраст – один из самых непростых детских возрастов. Основным новообразованием данного возраста является переход от наглядно – образного мышления к словестно – логическому на уровне конкретных понятий. Другое важное новообразование – развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли. Ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. У ребенка формируется адекватная самооценка и адекватный образ «Я». Основной формой самопознания подростков является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками, В подростковом возрасте серьёзно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Ориентация на сверстника, связана с потребностью быть принятым и признанным в классе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, приятнее. Нормальное поведение подростка предполагает его взаимодействие с микросоциумом, которое адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития, социализации и адаптации.

Причин приводящих к социально-психологической дезадаптации, существует великое множество: особенности психологического, физического и физиологического развития; неблагоприятные факторы макро-, мезо- и микросреды; возрастные особенности; акцентуации характера; неадекватность самооценки и уровня притязания; неправильное семейное воспитание.

Социально – психологичекая дезадаптация у детей проявляется следующем: низкий уровень активности, отсутствие навыков общения и взаимодействия, отсутствие интереса и занятости в чем-либо, присутствует тревожность, неуверенность. К объективным причинам следует отнести «состояние макро-, мезо- и микросреды, которое способствует появлению дезадаптации» .

Возвращаясь к определению социальной дезадаптации, отметим, что она порождается нарушением взаимодействия двух сторон – несовершеннолетнего и среды. К сожалению, на практике основное внимание уделяется лишь одной стороне – дезадаптированному несовершеннолетнему, и практически без внимания остается дезадаптирующая среда. Односторонней подход к данной проблеме неэффективен как при негативном, так и при позитивном отношении к дезадаптанту. Применять по отношению к нему репрессии – все равно, что запрещать человеку, у которого заложен нос, дышать ртом, и не предлагать при этом лечения. Работа с социально дезадаптированными несовершеннолетним требует комплексного подхода не только к нему самому, но и к его социальному окружению .

Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок получает признание. Все это, в свою очередь, приводит к нарушению личностной сферы, иногда – к психическим отклонениям. А дальше – естественные следствия: употребление ПАВ, правонарушения, что только и становится поводом для внимания со стороны государственных структур – ОППН (ОДН), КДН. Таким образом, на настоящий момент система реагирует на последствия, зачастую оставляя без внимания истоки, причины, корни проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Личностно-ориентированные педагогические технологии
Разработка теории личностно-развивающего обучения связана, прежде всего, с идеей гуманизации образования. Эта задача стала сознаваться лишь к концу 90-х гг. XX в., когда стало ясно, что обучение не может быть основано лишь на тех принципах, кото­рые ориентируют только на психическое развитие челове ...

Экологическая тропа, ее построение и использование в экологической работе с детьми
В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а также с учетом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, разв ...

Проблемы специального образования
В ряде ПМПК не используются современные методики диагностики задержки и нарушений умственного и психического развития, нередки случаи использования устаревших методик, не дающих адекватного отражения всех аспектов психического состояния ребенка и возможностей его развития. Анализ ограничивается лиш ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru