Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке

Страница 2

Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, отграниченных друг от друга по смыслу. В этом отношении музыка подобна словесной речи. Аналогия с ней может быть продолжена: крупные части формы в какой-то мере напоминают главы литературного произведения, более мелкие - абзацы, фразы различной длины и даже слова. Момент раздела между любыми частями формы называется цезурой. В зависимости от резкости разграничения частей, цезура может иметь разную глубину - от продолжительной паузы до еле заметного перерыва между звуками. Главными признаками цезуры может быть пауза, остановка на относительно-продолжительном звуке, повторность мелодико-ритмических фигур, часто с затактами одинаковой длины. Кроме того, возможны и другие признаки цезуры. Часть формы, отграниченная цезурами, называется построением (независимо от продолжительности, - от части такта до сотен такта). Начало и конец построения сплошь и рядом не совпадают с тактовой чертой.

Музыкальное построение, выражающее законченную музыкальную мысль и завершенное каденцией, называется периодом. Период чаще всего состоит из восьми тактов и делится на два предложения. Каждое предложение делится на более мелкие построения, называемые фразами. Фраза вполне отделима, по, смыслу, от соседних построений, то есть обособлена ритмически. Фраза в свою очередь, может быть неделима или подразделяться на построения, называемые мотивами.

Мотив - ритмическая группа звуков, объединенных одним главным акцентом, представляющая собой наименьшую смысловую единицу.

Окончание музыкального построения называется каденцией. Различают следующие типы каденций: полная каденция с окончанием на первой ступени (тонике) лада; полная несовершенная каденция с окончанием на терцовом или квинтовом звуках тонического трезвучия.

Среди выразительных средств музыки основное значение для образования музыкальной формы имеют мелодия, гармония и ритм в их взаимодействии.

Мелодия, то есть выраженная одноголосно музыкальная мысль, является важнейшим выразительным средством музыки. В мелодии обычно ярче всего проявляют характерные черты той или иной мысли. Музыкальная мысль, имеющая большую или меньшую законченность или, во всяком случае, развитая до приобретения ею характерного облика, называется темой. Мелодия образуется при взаимодействии звуковысотных (интервальных) последовательностей и ритма. Звуковысотные отношения в мелодии, имеют важное значение, прежде всего это направление движения. Почти всякая мелодия - волнообразна, то есть состоит из последования восходящих и нисходящих движений, уравновешивающих друг друга. Высшие точки, достигаемые подъемами, называются кульминациями или вершинами. Они являются, преимущественно, моментами наибольших напряжений. В очень многих случаях, как в относительно законченной музыкальной мысли, так и в целой форме, имеется одна главная кульминация. Вообще область мелодико-высотных отношений, вне прямой зависимости от ладового строения, очень важна в композиционном соподчинении частей формы. Больше того целесообразное расположение кульминаций является одним из основных принципов формообразования.

Из различных свойств гармонии основное формообразующее значение имеет функциональность. Другое важное и постоянное свойство гармонии - колорит - непосредственное значение для формы имеет сравнительно редко, но, сопутствуя прочим элементам музыки, делает их выпуклее, рельефнее. В области аккордики функциональность, как известно, выражается в противопоставлении тоники и других созвучий, в централизованности. Тоника, потенциально, - состояние устойчивости, покоя. Любой другой аккорд лада - неустойчив. Неустойчивые аккорды различны по степени напряжения. Это свойство используется для роста гармонической напряженности и для образования ее спада.

Для развития сколько-нибудь пространной (а иногда и мелкой) формы средства одной тональности большей частью недостаточны. Для создания новых напряжений и противоречий и для смены колорита применяется модулирование. Оно образует сопоставление тональностей. Введение новой тональности - стимул для дальнейшего развития.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта младших школьников
Термин "эмоциональный интеллект" появился в американской психологической литературе в начале 90-х годов XX века. Джон Мэйер и Питер Сэловей первыми дали научное определение этому понятию и разработали первую модель эмоционального интеллекта. Они определяют эмоциональный интеллект как стру ...

Изменения показателей физической подготовленности школьников 5-6 классов
Результаты тестирования юношей и девушек 5-6 классов, занимающихся физической культурой по разработанной (экспериментальная группа) и обычной (контрольная группа) программе приведены в 1, 2, 4 и 5 таблицах. Из представленных данных следует, что исходный уровень физической подготовленности примерно ...

Система работы по развитию речевых умений посредствам методов проектов
На основе анализа проведенного констатирующего эксперимента нами был разработан план и проведен формирующий эксперимент, который был проведен во время непрерывной преддипломной практики в средней общеобразовательной школы №3 г. Ростова-на-Дону. В эксперименте участвовала группа учащихся 6 «Б» класс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru