Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке

Страница 3

Поскольку музыка протекает во времени, ритму принадлежит одна из важнейших ролей в формообразовании звуковысотного материала. Под понятием "ритм", в тесном смысле разумеется организованная последовательность звуковых длительностей. Ритм скрепляет воедино различные звуки и аккорды и создает из них группы, имеющие осмысленность, характерность и известную обособленность. Из сочетания и соподчинения таких сходных и различных групп образуются законченные мысли - темы, а из тем и их развития - целые произведения.

Из различных свойств гармонии основное формообразующее значение имеет функциональность. Это выражается в противопоставлении тоники и других созвучий, в централизованности (в подчинении тонике всего остального). Тоника, потенциально, - состояние устойчивости, покоя. Это свойство дает построению гармоническую замкнутость, завершает музыкальную мысль. Любой другой аккорд лада - неустойчив. Неустойчивые аккорды различны по степени напряжения. важной движущей силой становится столкновение противоположных неустойчивых функций - субдоминанты и доминанты, разрешающееся наступлением тоники. В целом гармония содействует композиционному соподчинению частей формы в следующих отношениях: во взаимной связанности каденции, при централизованных взаимоотношениях аккордов; в централизованности тональных отношений, то есть во взаимодействии главной и подчиненной тональностях.

Итак, музыка обладает коммуникативными свойствами. Имеет свой особый язык. Осмысление художественного произведения не возможно без знания этого языка. Как любое искусство музыка имеет форму. Она подобна искусству слова и имеет свои структуры и законы построения и формообразования. Овладение знаниями о принципах формообразования дает возможность для более или менее адекватного восприятия музыкального произведения. Формирование музыкального тезауруса школьников являет основой для воспитание музыкально грамотного, образованного человека, умеющего воспринимать и понимать, осмыслять произведение музыкального искусства.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Сущность экологического образования и воспитания
Экологическое образование и воспитание необходимо рассматривать как два тесно взаимосвязанных звена в целостном процессе развития экологической культуры личности. Специфика процесса воспитания связана с воздействием на духовную сферу личности и оперированием системой понятий "ценности отношени ...

Роль проблемно-поискового метода в организации исследовательской деятельности учеников
Развить интерес к чтению можно лишь при одном условии - каждый урок зарубежной литературы должен быть интересным. Нужно, чтобы ученики думали и искали. Одним из путей решения этой проблемы есть проблемно поисковый метод, или организация самостоятельной исследовательской работы. Эта проблема прошла ...

Воспитание как процесс формирования системы отношений человека к миру
В процессе деятельности происходит всестороннее и цело­стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формиро­ванию запроектированного образа личности, ее нужно органи­зовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практическ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru