Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке

Страница 3

Поскольку музыка протекает во времени, ритму принадлежит одна из важнейших ролей в формообразовании звуковысотного материала. Под понятием "ритм", в тесном смысле разумеется организованная последовательность звуковых длительностей. Ритм скрепляет воедино различные звуки и аккорды и создает из них группы, имеющие осмысленность, характерность и известную обособленность. Из сочетания и соподчинения таких сходных и различных групп образуются законченные мысли - темы, а из тем и их развития - целые произведения.

Из различных свойств гармонии основное формообразующее значение имеет функциональность. Это выражается в противопоставлении тоники и других созвучий, в централизованности (в подчинении тонике всего остального). Тоника, потенциально, - состояние устойчивости, покоя. Это свойство дает построению гармоническую замкнутость, завершает музыкальную мысль. Любой другой аккорд лада - неустойчив. Неустойчивые аккорды различны по степени напряжения. важной движущей силой становится столкновение противоположных неустойчивых функций - субдоминанты и доминанты, разрешающееся наступлением тоники. В целом гармония содействует композиционному соподчинению частей формы в следующих отношениях: во взаимной связанности каденции, при централизованных взаимоотношениях аккордов; в централизованности тональных отношений, то есть во взаимодействии главной и подчиненной тональностях.

Итак, музыка обладает коммуникативными свойствами. Имеет свой особый язык. Осмысление художественного произведения не возможно без знания этого языка. Как любое искусство музыка имеет форму. Она подобна искусству слова и имеет свои структуры и законы построения и формообразования. Овладение знаниями о принципах формообразования дает возможность для более или менее адекватного восприятия музыкального произведения. Формирование музыкального тезауруса школьников являет основой для воспитание музыкально грамотного, образованного человека, умеющего воспринимать и понимать, осмыслять произведение музыкального искусства.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...

Общее понятие работоспособности. Влияние физических упражнений на физическую и умственную работоспособность
Под работоспособностью в широком смысле этого слова следует понимать «тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек». Известно, что этот максимум зависит от целого ряда субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам здесь относятся – знания, умения, способности, мотивы, в ...

Проблемы специального образования
В ряде ПМПК не используются современные методики диагностики задержки и нарушений умственного и психического развития, нередки случаи использования устаревших методик, не дающих адекватного отражения всех аспектов психического состояния ребенка и возможностей его развития. Анализ ограничивается лиш ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru