Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке

Страница 3

Поскольку музыка протекает во времени, ритму принадлежит одна из важнейших ролей в формообразовании звуковысотного материала. Под понятием "ритм", в тесном смысле разумеется организованная последовательность звуковых длительностей. Ритм скрепляет воедино различные звуки и аккорды и создает из них группы, имеющие осмысленность, характерность и известную обособленность. Из сочетания и соподчинения таких сходных и различных групп образуются законченные мысли - темы, а из тем и их развития - целые произведения.

Из различных свойств гармонии основное формообразующее значение имеет функциональность. Это выражается в противопоставлении тоники и других созвучий, в централизованности (в подчинении тонике всего остального). Тоника, потенциально, - состояние устойчивости, покоя. Это свойство дает построению гармоническую замкнутость, завершает музыкальную мысль. Любой другой аккорд лада - неустойчив. Неустойчивые аккорды различны по степени напряжения. важной движущей силой становится столкновение противоположных неустойчивых функций - субдоминанты и доминанты, разрешающееся наступлением тоники. В целом гармония содействует композиционному соподчинению частей формы в следующих отношениях: во взаимной связанности каденции, при централизованных взаимоотношениях аккордов; в централизованности тональных отношений, то есть во взаимодействии главной и подчиненной тональностях.

Итак, музыка обладает коммуникативными свойствами. Имеет свой особый язык. Осмысление художественного произведения не возможно без знания этого языка. Как любое искусство музыка имеет форму. Она подобна искусству слова и имеет свои структуры и законы построения и формообразования. Овладение знаниями о принципах формообразования дает возможность для более или менее адекватного восприятия музыкального произведения. Формирование музыкального тезауруса школьников являет основой для воспитание музыкально грамотного, образованного человека, умеющего воспринимать и понимать, осмыслять произведение музыкального искусства.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Проблемы разработки школьных программ по предмету «физическая культура»
За последние годы в нашей стране перестройка системы образования обусловила постоянный поиск наиболее оптимальных путей построения учебно-воспитательного процесса в сфере физической культуры. Это связано с постоянно возникающими противоречиями между образовательно-воспитательными возможностями зало ...

Программно-технологический комплекс «Электронная учительская»
Программно-технологический комплекс (далее ПТК) «Электронная учительская» – необходимый шаг для успешной реализации ключевых задач модернизации системы общего образования, в том числе расширения рынка образовательных услуг и обеспечения электронного публичного мониторинга общеобразовательных учрежд ...

Особенности электронно-развивающего ресурса по оригами
Для изучения младшими школьниками оригами в игровой форме компанией TeachPro был разработан электронно-образовательный ресурс, который успешно применяется в учебной деятельности. Основные моменты, отличающие данное электронно-развивающее пособие по оригами от подобных продуктов находящихся на прила ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru