Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке

Страница 1

Все формы общения с музыкой обретают единую направленность на развитие музыкальной культуры школьников - их музыкальной грамотности, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени освоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает ее знание. Музыкально грамотный, образованный человек, это человек умеющий понимать и воспринимать музыкальное искусство. Восприятие же связано с пониманием, осмыслением. "Музыкальное искусство служит средством общения людей, воздействует на них, внушает им те или иные идеи, эмоции, оценки, доставляет эстетическое удовольствие. Содержание художественного произведения должно быть соответственным образом доведено до воспринимающего, то есть, сообщено ему ясно, интересно и заразительно. В сообщении этого и состоит коммуникативная сторона искусства"

Обладая коммуникативными свойствами, музыка обладает и своим особым языком. Осмыслить художественное произведение невозможно без знания этого языка музыки. Музыкальная художественная речь выражается в музыкальной форме в целом как в процессе развертывания содержания. Общеизвестен тезис Б.В. Асафьева - "Музыка - искусство интонируемого смысла". Он писал, что какую бы ни взять музыку - она всегда интонационная система и в усвоении ее всегда присутствует интеллектуальный момент: она постигается через форму. Форма в музыке вовсе не означает абстрактных схем, а является конкретным выражением композиторского мышления".

Изучению формообразования в музыке уделяется огромное значение. Эта проблема в музыкознании освещена довольно подробно и широко. Исследованиями в этой области занимались такие музыканты-теоретики как, Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, Цуккерман, Бобровский, Ю. Тюлин, Е. Ручьевская. Наука о музыкальной форме составляет центр, ядро теории музыки. К ней лучами сходятся учения о гармонии, мелодике, полифонии, ритмике, инструментовке и т.д. "Теоретическое музыкознание имеет дело с двумя видами языков - художественным языком музыки и научным языком теоретических понятий о музыке". Если в музыке единицей языка выступает интонация, то в теории музыки - слово-термин. Между музыкальными интонациями и музыковедческими понятиями постоянно складываются связи. Понятийный язык музыки и ее образность, выразительность образуют язык науки о музыке.

Круг понятий музыкального формообразования довольно широк и сложен. Для качественного усвоения необходимо определить тот минимум понятий, который может быть усвоен учащимися и без которого изучение формообразования не возможно. То есть необходимо составить тезаурус по музыкальному формообразованию.

Самому понятию тезаурус педагогический энциклопедический словарь дает несколько определений Тезаурус –

1) словарь языка с полной смысловой информацией;

2). Полный систематизированный набор данных о какой-либо области знаний, позволяющий свободно ориентироваться в ней человеку или машине; педагогическая психология рассматривает тезаурус как основу объема обученности знаниям. Таким образом, тезаурус музыкального формообразования - это система музыкально-теоретических понятий, позволяющая ориентироваться в области формообразования в музыкальных произведений.

В курсе обучения по предмету музыка учащиеся знакомятся с классическими западно-европейскими формами музыкальных произведений.

Музыкальной формой называется строение музыкального произведения. Форма определятся содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуется взаимодействием всех остальных звуковых элементов, распределяемых во времени.

Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Музыка, подобно искусству слова развертывается во времени, деталь за деталью. По этой причин музыкальное целое постепенно возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино при помощи памяти.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников
В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальтпсихологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Коффке, похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. ...

Средства целостного педагогического процесса
Средства целостного педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции. Рассмотрим основные виды средств обучения и воспитания и их классификацию. ...

Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих
Для более глубокого понимания взаимодействия компонентов данной системы необходимо исследовать феномен патриотизма, представляющий собой системно-комплексное качество личности, имеющее сложную структуру. Как уже отмечалось, патриотизм законодательно закреплен для военнослужащих как необходимое проф ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru