Все формы общения с музыкой обретают единую направленность на развитие музыкальной культуры школьников - их музыкальной грамотности, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени освоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает ее знание. Музыкально грамотный, образованный человек, это человек умеющий понимать и воспринимать музыкальное искусство. Восприятие же связано с пониманием, осмыслением. "Музыкальное искусство служит средством общения людей, воздействует на них, внушает им те или иные идеи, эмоции, оценки, доставляет эстетическое удовольствие. Содержание художественного произведения должно быть соответственным образом доведено до воспринимающего, то есть, сообщено ему ясно, интересно и заразительно. В сообщении этого и состоит коммуникативная сторона искусства"
Обладая коммуникативными свойствами, музыка обладает и своим особым языком. Осмыслить художественное произведение невозможно без знания этого языка музыки. Музыкальная художественная речь выражается в музыкальной форме в целом как в процессе развертывания содержания. Общеизвестен тезис Б.В. Асафьева - "Музыка - искусство интонируемого смысла". Он писал, что какую бы ни взять музыку - она всегда интонационная система и в усвоении ее всегда присутствует интеллектуальный момент: она постигается через форму. Форма в музыке вовсе не означает абстрактных схем, а является конкретным выражением композиторского мышления".
Изучению формообразования в музыке уделяется огромное значение. Эта проблема в музыкознании освещена довольно подробно и широко. Исследованиями в этой области занимались такие музыканты-теоретики как, Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, Цуккерман, Бобровский, Ю. Тюлин, Е. Ручьевская. Наука о музыкальной форме составляет центр, ядро теории музыки. К ней лучами сходятся учения о гармонии, мелодике, полифонии, ритмике, инструментовке и т.д. "Теоретическое музыкознание имеет дело с двумя видами языков - художественным языком музыки и научным языком теоретических понятий о музыке". Если в музыке единицей языка выступает интонация, то в теории музыки - слово-термин. Между музыкальными интонациями и музыковедческими понятиями постоянно складываются связи. Понятийный язык музыки и ее образность, выразительность образуют язык науки о музыке.
Круг понятий музыкального формообразования довольно широк и сложен. Для качественного усвоения необходимо определить тот минимум понятий, который может быть усвоен учащимися и без которого изучение формообразования не возможно. То есть необходимо составить тезаурус по музыкальному формообразованию.
Самому понятию тезаурус педагогический энциклопедический словарь дает несколько определений Тезаурус –
1) словарь языка с полной смысловой информацией;
2). Полный систематизированный набор данных о какой-либо области знаний, позволяющий свободно ориентироваться в ней человеку или машине; педагогическая психология рассматривает тезаурус как основу объема обученности знаниям. Таким образом, тезаурус музыкального формообразования - это система музыкально-теоретических понятий, позволяющая ориентироваться в области формообразования в музыкальных произведений.
В курсе обучения по предмету музыка учащиеся знакомятся с классическими западно-европейскими формами музыкальных произведений.
Музыкальной формой называется строение музыкального произведения. Форма определятся содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуется взаимодействием всех остальных звуковых элементов, распределяемых во времени.
Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Музыка, подобно искусству слова развертывается во времени, деталь за деталью. По этой причин музыкальное целое постепенно возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино при помощи памяти.
Педагогические заметки:
Социально-психологические особенности сотрудников органов внутренних дел
Практика подтверждает: основательная теоретическая подготовка, широкий кругозор, высокая общая и педагогическая культура руководителей органов и подразделений внутренних дел УВД Калужской области позволяет им успешно решать задачи обучения и воспитания личного состава. Эти задачи руководители ОВД п ...
Требования к учебной мастерской
Учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий), с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальн ...
Функции игры
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции: Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие. В процессе учения иностранного языка приходится запоминать много новых слов, учиться воспринимать иноязычную речь ...