Методы, приёмы и формы организации контроля знаний учащихся

Страница 1

При контроле используются многие методы и методики. Наря­ду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспи­танности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью

), проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно-воспита­тельного процесса, другие способы. Современная школьная диаг­ностика — это совокупность методов и методик, позволяющих все­сторонне исследовать ученика (класс) в системе педагогических от­ношений.

Традиционные методы контроля сегодня подчиняются гума­нистической цели и поворачивает в русло новых школьных от­ношений. Контроль, без которого школа обойтись пока не может, служит не для того, чтобы «приколоть» ученика как бабочку в коллекции к определенному полю — отличников или середня­ков, но прежде всего для выяснения резервов школьника, его по­тенциальных возможностей. Может быть, скоро вместо при­вычных «хорошо» или «плохо» первоклассник понесет домой та­бель с записями: «По математике — возможности реализованы на треть», «По русскому языку — потенциальный запас не огра­ничен, но реализован не полностью». Возможно, отомрут, нако­нец, и оценки с их большей частью отрицательным влиянием на жизнь ребенка. В опыте больших мастеров педагогического тру­да уже немало примеров успешного безометочного обучения и воспитания. Изменяется не столько назначение контроля и оценки знаний, умений, способов деятельности, сколько их влияние на сознание, чувства, поведение ученика. Но заскорузлая авторитарная педаго­гика никак не хочет помогать ученику и вновь возвращает ребенка в жесткую систему контролирования.

Устный опрос

требует устного изложения учеником изученного материала, связного по­вествования о конкретном объекте окружаю­щего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с мес­та) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требу­ет дополнительного учебного времени или дру­гих способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система во­просов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознан­ность усвоения, способность рассуждать, вы­сказывать свое мнение, аргументирование строить ответ, активно участвовать в общей бе­седе, умение конкретизировать общие понятия.

Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространен­ной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как пра­вило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических от­ветов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразитель­ности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.

Письменный опрос

заключается в прове­дении различных самостоятельных и кон­трольных работ. Самостоятельная работа –небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка зна­ний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учеб­ных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на началь­ном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы уча­щихся, который он проводит совместно с уче­никами. Если умение находится на стадии за­крепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может проводить­ся фронтально, небольшими группами и инди­видуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоя­тельную работу может получить ученик, кото­рый пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в за­медленном или ускоренном темпе. Целесооб­разно использовать индивидуальные самосто­ятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при отве­те у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания увереннос­ти в собственных силах.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Развитие речи ребенка до его рождения
Развитие речи, также как слух начинает закладываться еще в поздний фетальный период (после пятнадцатой недели до тридцатой недели) и в пренатальный период (начиная с тридцатой недели до момента рождения ребенка) Современные исследования показали, что, начиная с четвертого месяца беременности, челов ...

Предпосылки, послужившие разработке содержания вариативной части учебной программы
В решении проблемы совершенствования системы физического воспитания детей школьного возраста первостепенное значение приобретает творческое использование прогрессивных традиций физического воспитания, выявление новых источников для пополнения и обогащения существующего состава средств физического в ...

Компьютерные телекоммуникации в школьном курсе информатики
Любая система образования – это открытая и достаточно устойчивая система. Поэтому такие ее компоненты, как цели и содержание обучения, должны оставаться неизменными при любой форме образования в пределах одного государства в соответствии с принятыми в этом государстве программами и стандартом образ ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru