Перспективы развития художественного творчества детей

Страница 3

этап – взаимосвязь, взаимодействие искусства с окружающей жизнью, природой, историей культуры, понимаемого как корреляция;

этап – системность художественного мышления, выражение искусства через символ, знак – направлено на синкретизацию.

С этих позиций, считает Савенкова Л.Г. уровни художественной интеграции, в связи с особенностями возраста, раскрываются со следующим образом:

1-й уровень – экологический подход к индивидуальному развитию восприятия и деятельности формирующейся личности (дошкольный и младший школьный возраст);

2-й уровень – комплексный подход к процессу художественного образования, формирование целостности мышления, широкого взгляда на окружающий мир и искусство (средний школьный возраст);

3-й уровень - индивидуальность художественно-образного мышления, формирование системного (философского, исследовательского) художественного мышления в условиях освоения пространства и визуальной среды (старший школьный возраст).

Этапы и уровни сформулированы Любовь Григорьевной на основе теории Б.М. Кедрова, рассматривавшего их с позиций понятий:

“цементация” - наведение мостов между соседними науками;

“фундаментизация” - процесс связывания наук; распространения метода одних наук на другие;

“стержнезация”- процесс проникновения частных наук более общими, когда соответствующая наука выступает как стержень, которые пронизывает собой частные науки.

При соблюдении следующих педагогических условий:

Выход за рамки “одного искусства” (изобразительного), предполагающий многообразие интегрированных форм и методов работы с детьми.

Экологический подход к процессу обучения – связь с историей и развитием культуры (мысль, наука, нравственные, духовные, общечеловеческие ценности).

Обращение к региональному компоненту образования и выделение в нем местных традиций художественной культуры как продуктивного момента в формировании гражданской позиции.

Перенос педагогического акцента с изучения на творческое проявление самих детей (детское творчество), развитие фантазии и воображения.

Предметно-пространственная основа изобразительного искусства в реальной художественной среде.

Опора на возраст, психическое и индивидуальное развитие каждого обучающегося.

Автор считает, что интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы), формирование у школьников понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом.

Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время.

Главное, что делает урок интегрируемым – это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, спланированные несколькими учителями, ведущими свой курсы. В отличие от “межпредметных связей” интеграция предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития несколькими педагогами, работающими с одним классом.

Опираясь на идеи, взгляды ученых, деятелей культуры и искусства. Оценивая их с позиций художественной педагогики главным концептуальным положением исследования автора, явилось коренное переосмысление фундаментальной проблемы современной подготовки школьников к реальной жизни с позиций художественной педагогики.

На основе уровней интеграции и педагогических условий Савенковой Л.Г. раскрыты интегрированные направления и динамика предметно-пространственного освоения искусства на разных этапах обучения детей в образовательном учреждении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Особенности воспитания творческой активности детей дошкольного возраста
Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля. Обучение как внешнее воздействие и учение как его внутренняя переработка ребенком находятся в тесной, динамичной взаимосвязи. Складывающиеся интересы, художественные способности выступают как предпос ...

Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...

Основные моменты проведения интегрированных уроков по биологии на тему «Структурная организация живой клетки» в 9 классе
Изучая строение и состав клетки, школьники узнают, что они имеют сложное строение. В состав каждой клетки, а значит, и в состав каждого органа и всего растительного и животного организма в целом входят вещества из окружающей среды. При усвоении материала о физиологических процессах, протекающих в к ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru