Перспективы развития художественного творчества детей

Страница 4

Опираясь на интегрированные направления предметно-пространственного освоения искусства и дидактические принципы педагогики, разработана система внедрения интегрированного обучения школьников в структуру обычной общеобразовательной школы, ориентированной на самопознание, самовоспитание учащихся, их самосовершенствование и саморазвитие.

Со слов автора, практическая значимость предлагаемой интегрированной системы обучения состоит в том, что позволяет достичь в практике обычной общеобразовательной школы целостного художественного творческого развития школьников, на основе закономерного внедрения интегрированного подхода к преподаванию искусства в условиях пространства и визуальной среды. Интегрированный полихудожественный подход, направленный на развитие пространственного ощущения мира и искусства с позиций экологии культуры, истории и регионального фактора способствует активному процессу самопознания, самосовершенствования и самореализации каждого обучающегося ребенка.

Опираясь на выделенные направления и подходы, автором статьи разработана интегрированная полихудожественная программа “Изобразительное искусство и среда (природа-пространство-архитектура)” - (М.: Просвещение 1995), в которой выделены семь основных развивающих видов деятельности, отражены на разных возрастных ступенях по степени важности, это:

зрительно-внешние наблюдения; развитие дифференцированного зрения;

перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное творчество);

собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение творческого продукта, социальный аспект изучаемого материала;

природная среда, среда предметная и искусственная, музыкальная среда и т.п.;

ребенок и искусство (умение составить создать свой художественный образ через собственное “я”);

разнообразие форм занятий и материалов.

Научно-практические основы педагогического освоения изобразительного искусства в условиях пространства и среды опираются на следующие направления:

1. Пространство и среда выдвигают как основное условие взаимодействие учащихся с предметным миром, людьми, искусством.

2. Взаимосвязь: пространственно–средовая организация любого искусства (по П.Флоренскому). Пространство равно предмету Пространство и предмет – два полюса одной формы (по В. Фаворскому).

3. Главным в обучении и воспитании является развитие мироощущения ребенка, осознание разнообразия окружающего мира, его чувств, психических процессов, воображения и фантазии.

4. Связь обучения с природой, “экология культуры”, сохранение культуры (природной, социальной, художественной, исторической, региональной).

5. Взаимосвязь искусств существует независимо от нашего желания, а способность ребенка к освоению разных видов искусства дана ему с рождения, поэтому для интеграции важна художественная деятельность сама по себе.

В зависимости от возрастных особенностей цель интегрированных занятий предполагает следующую динамику:

В дошкольном возрасте. Информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе к полихудожественного восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления.

В младшем школьном возрасте развитие пространства воображения ребенка и его сенсорно-чувственной сферы через многообразные формы включения детей в процесс творчества. Интегрированные формы работы с детьми предполагают привлечение знаний из разных областей наук и индивидуальность опыта реальной жизни, которые выражаются в художественных формах деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Проблемы профессионального самоопределения молодежи в современных условиях
Такая ситуация актуализирует востребованность в нашем обществе различных форм профориентационной работы. Обозначенное направление работы стало активно развиваться у нас со второй половины восьмидесятых годов прошлого века, когда в крупных городах России были открыты центры профориентации молодежи, ...

Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка с помощью наглядных пособий
Умение использовать наглядность принадлежит к умениям, которые могут легко варьироваться по отношению к разным объектам деятельности, т.е. является обобщённым общеучебным умением. Однако обобщённые умения формируются не сами по себе, а одновременно с предметными умениями. В частности на уроках русс ...

Динамика развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
В течение четырех месяцев после первоначальной диагностики с детьми старшей группы проводились развивающие игры на расширение ориентировки в окружающем и обогащение словаря. После этого была проведена повторная диагностика по приведенным выше методикам, и мы выяснили, что уровень развития речи дете ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru