Автор также подчеркивает необходимость художественного творчества в массовой школе, хотя на первый взгляд она не так очевидна: ведь большинство детей не станут художниками. Однако это столь же необходимый аспект художественного развития, потому что собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению творчества других. Чтобы действительно понимать замыслы авторов художественных произведений, ребенку надо самому побыть автором.
Детское творчество соответствует тому же критерию, которому должно соответствовать творчество взрослого - «содержательности чувственно воспринимаемой формы».
Разница в преподавании изобразительного искусства в художественной школе и школе общеобразовательной должна быть лишь в том, что во втором случае не стоит и не должен стоять вопрос о приобретении в будущем ребенком специальности художника. Специфика предмета, как творческой дисциплины эстетического цикла должна быть сохранена, ученик должен соприкоснуться с явлением содержательной художественной формы. Но, к сожалению, сегодня практическое обучение начинается не с того, что нужно выразить художественный замысел в образе, и для этого овладеть средствами, а с изучения средств, способов выполнения, возведенных в ранг «правил». Правил, которые будто бы существуют сами по себе, подобно «законам природы», независимо от тех художественных задач, которые они обслуживают. Поэтому техническая сторона дела подчиняет себе человека-ученика, художника вместо того, чтобы служить ему в качестве средства для достижения его целей.
Средства, способствующие развитию творческих способностей и эстетического восприятия, это:
игровая деятельность;
эмоциональная отзывчивость на цвет, звук, интонации, ритм;
способы профессиональной деятельности (подражательность) у подростков.
Всякая серьезная работа по эстетическому развитию рано или поздно смыкается с проблемой эстетического воспитания – с проблемой влияния на человеческую личность опыта эстетических переживаний. При этом эстетическое воспитание рассматривают как один из видов воспитания, который должен быть дополнен другими, приводящими к успеху лишь в совокупности «…любой аспект воспитания должен охватывать полноту основных воспитательных задач (эстетических, патриотических, нравственных и др.), должен воздействовать на личность в целом, хотя и своим, специфическим образом».
Многие исследователи высказывают точку зрения о том, что эстетическому воспитанию в школьном образовании отводится слишком мало времени по сравнению с ролью, которую оно должно играть в воспитании подрастающего поколения.
Большую роль в эстетическом воспитании в школе играет эмоциональное начало, которому в существующем ныне школьном преподавании уделяется пока весьма незначительное внимание, это препятствует формированию творческой личности.
Специфика эстетического воспитания заключается в том, что оно осуществляется при явном преобладании отношения и, следовательно, эмоционального фактора, поэтому так важна его роль в формировании творческой личности. Оно должно осуществляться не только на уроках художественного, но и всех остальных циклов, пронизывать всю жизнь школы. «Главная задача эстетического воспитания заключается в формировании творческого потенциала личности» .
В отечественной науке вопросам психологии искусства уделялось значительное внимание. В 1950 г. была издана книга психолога Н.Н. Волкова «Восприятие предмета и рисунка», где автор изложил результаты исследования восприятия в процессе рисования с натуры.
В эти же годы Е.И. Игнатьев занимался психологическим анализом процесса рисования с натуры и по представлению, а также выяснением внутренних причин перестройки изобразительной деятельности у младших школьников и особенностей восприятия и воспроизведения ими цвета при обучении рисованию. Он сравнивает работы детей, студентов и художников, рассматривает возрастные изменения в рисунках, в том числе в характере линий и в отношении детей к контурному рисованию.
Педагогические заметки:
Повышение художественных знаний и практических
умений
Профессиональная и общекультурная подготовка, полученная в педагогическом училище,— основа, которую в последующем необходимо обогащать знаниями в области искусства, умениями и навыками в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Важно углублять знания и по методике руководства изобразительной ...
Характеристика УМК "Школа XXI века" с
точки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников
Рассмотрим особенности построения курса "Русский язык" в учебно – методическом комплексе "Школа XXI века". Родной язык занимает центральное место среди общеобразовательных предметов средней школы. В школьной общеобразовательной системе большинства стран мира изучение родного язы ...
Особенности фонетических нарушений речи дошкольников
Многие ученые пришли к выводу, что для того, чтобы речь развивалась нормально, ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, слух, зрение, обладать достаточной психической активностью и потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окруж ...