Особенности фонетических нарушений речи дошкольников

Информация о педагогике » Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи » Особенности фонетических нарушений речи дошкольников

Страница 1

Многие ученые пришли к выводу, что для того, чтобы речь развивалась нормально, ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, слух, зрение, обладать достаточной психической активностью и потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окружение. Только нормальное речевое развитие позволяет ребенку постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.

По материалам обследования последних лет, 15-20% детей выпускаются из детского сада с несовершенным произношением, причиной чего в большинстве случаях является вовремя несформированный фонематический слух.

В настоящее время в логопедии есть две классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. В соответствии с «Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи» выделяется три профиля специальных групп:

1. группы заикающихся детей (дети с нарушением коммуникативной речи при правильно сформулированных средствах общения);

2. группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (дети с нарушением процессов звукопроизношения и различными речевыми расстройствами);

3. группы детей с общим недоразвитием речи (дети с различными сложными речевыми расстройствами).

Стоит заметить, что наиболее сложные отклонения часто не имеют ярких внешних проявлений и являются стертыми, поэтому дети с таким диагнозом, не смотря на испытываемые трудности, могут оказаться вне специализированной помощи. Их затруднения наблюдаются в развертывании высказывания при пересказе, в составлении рассказа и т. д., в усвоении программы в целом значительно затрудняют работу воспитателя.

На основе богатого опыта работы и психологического изучения детей с различными недостатками речи Р. Е. Левина пришла к заключению о важнейшем значении развития фонематического слуха для усвоения звуковой стороны речи. Акт произнесения звука в норме, по ее мнению, следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различения среди других звуков.

Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто. Недоразвитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребенка: звуки формируются с большой задержкой и часто в искаженном виде. В этом случае, если вовремя не начать коррекцию, у ребенка формируются фонетико-фонематические нарушения речи.

Фонематические нарушения речи выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова.

Как показали лингвистические исследования Н. Трубецкой, Р. Якобсон, М. Галле, каждый язык располагает своей фонематической системой, где различие даже в одном звуке изменяет смысл произносимого слова.

Поэтому воспитателю важно быть уверенным в том, что ребенок правильно воспринимает звучащую речь, что он внимателен к звучащему слову и звуку. Недостаточность слухового внимания отражается не только на звукопроизношении, но и на понимании смысла слов, предложений и текста в целом, на усвоении ребенком письменной речи, что неблагоприятно скажется на его будущем школьном обучении.

Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития дошкольника определяются причинами, имеющими биологическую либо социальную природу. Они воздействуют на ребенка — непосредственно или опосредованно — в период внутриутробного развития, в младенчестве и на протяжении всего дошкольного детства.

В чем же кроются причины речевых нарушений?

Проблема причинности издавна привлекала внимание человечества. Уже в исследованиях античных ученых прослеживалось понимание причин речевых нарушений. Первое из них исходило от древнегреческого философа и врача Гиппократа, который ведущую роль в возникновении речевых расстройств отдавал поражениям головного мозга.

Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых нарушений начали разрабатываться с 20-х годов 20 века. В эти годы отечественные исследователи делали первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения. С. М. Доброгаев, и М. Е. Хватцев впервые разделили все причины на внешние и внутренние, органические (анатомо-физиологические), функциональные(психогенные), социально-психологические и психоневрологические.

Коррекция развития психики, разработанная Л. С. Выготским, составляет основу изучения причин нарушений речи. Подчеркивая связь психического развития с воздействием окружающее среды, он ввел понятие социальной ситуации развития, что представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних, условных, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа развития психики, а, следовательно, и речи, как одной из форм психической деятельности.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 7-8 лет
Исторически так сложилось, что различные аспекты, касающиеся лиц с проблемами в умственном развитии, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, генетики, социологи, психотерапевты, юристы, а в последнее время – экологи и диетологи, отсюда родилось и множество терминов для обо ...

Тревога и её изучение
На ранних этапах научной психологии изучаются разновидности страха, в то время как в психотерапии, которой приходится иметь дело со стойкими страхами при функциональных нарушениях психики, появляется термин «тревожность», чаще понимаемый как длительное диффузное и неспецифическое состояние, причина ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru