Детское творчество присутствует в нашей действительности повсюду:
на асфальте улиц, на заборах, на стенах домов;
работы детей хранят в школах, семьях и музеях, их печатают в книжках и журналах.
Многие люди, давно простившиеся со своим детством, сберегают их в своих личных архивах. Кто бывал на выставках детского изобразительного творчества, имел возможность окунуться в удивительный мир детских произведений, выражающих особое мироощущение ребенка и его чистый и искренний взгляд на жизнь. При поверхностном восприятии рисунки детей подчас кажутся взрослым наивными, неправильными и потому очень смешными, но при внимательном рассматривании, они могут поразить, неожиданным изображением знакомых предметов и явлений, оригинальными придумками, эмоциональной выразительностью, динамикой линий, яркостью красок.
Историк – искусствовед Н.Н. Пунин указывал на возможную предопределяющую роль детского творчества в развитии изобразительного искусства в целом: «…В отношении детей будьте, если возможно, осторожны ибо никто, даже из лучших художников, лучших техников, гениальных мастеров не знает, где лежит путь будущего искусства и в какой степени творчество ребенка ни есть вещее пророчество. Очень часто случается, что именно дети в самом раннем периоде своего развития находили те художественные формы, которые спустя 5 – 10 лет становились действительным этапом нашей художественной жизни . Кто из Вас видел ранние детские рисунки, тот отлично знает, какое своеобразное, какое, может быть, дикое и неожиданное впечатление они производят. Но именно это своеобразие, эта дикость, эта неожиданность – то лучшее, что создают новые художественные школы, что двигает искусство».
Передовая педагогика искусства научилась ценить детское в детях, возрастное своеобразие творчества ребенка, непосредственность восприятия жизни. Высшим критерием педагогического мастерства становится умение:
создавать на уроках атмосферу радости и увлечения;
использовать игровой опыт детей – включать в учебный процесс элементы творческой игры и преобразовывать их в первичные формы художественного творчества.
Ребенок должен и хочет взрослеть, это – основной труд его жизни, повелительная необходимость возрастного развития. Он чувствует, что приближается к своей цели, когда осваивает содержание и способы деятельности взрослых людей. Когда ребёнок не получает ключей и средств посильного приобщения к «настоящей» художественной деятельности, то испытывает неудовлетворенность и неуверенность, теряет интерес к искусству, перестает заниматься им.
В этом главная психологическая причина «подросткового кризиса» в художественном развитии и любом другом виде занятий или форм общения, которые не будут соответствовать представлениям подростка о «взрослости». В дальнейшем такой человек остается эстетически не развитым и не восприимчивым к могучему воспитательному воздействию искусства.
Для достижения цели успешного художественного развития детей не достаточно получения «знаний, умений и навыков», не достаточно и практической деятельности чисто учебного плана. «Педагогика искусства и творческие способности».
А.А. Мелик-Пашаев в своей работе «Опыт приобщения подростков к художественной культуре на уроках изобразительного искусства», решает проблему введения ребенка в художественную культуру, не подавляя его индивидуальное творчество, помогая понять творческую деятельность через собственный опыт духовно – практической работы. Он выделяет главную цель художественного развития школьников, - это развитие способности понимать искусство и приобретать собственный творческий опыт.
Педагогические заметки:
Обоснование методики коррекции осанки у умственно отсталых детей на
занятиях ЛФК
Во время педагогического эксперимента проводились занятия по лечебной физической культуре два раза в неделю у УО детей 7-8 лет с применением экспериментальной методики коррекции осанки. Экспериментальная методика состояла из комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки, кот ...
Восприятие художественного объекта
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т.д. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возм ...
Психологические основы творчества личности
Творческая личность, творческий человек, творец - эти слова очень часто употребляются не только в научной среде, в учебном процессе, но и в бытовой лексике. Это понятие небезразлично для каждого из нас, в какой-то мере оно применимо к каждому из нас. Родители и учителя хотят видеть в своих детях, в ...