Детское творчество, его основная задача

Страница 3

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности.

В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.

Таким образом, занятия рисованием способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Психологию способностей к изобразительной деятельности исследовал и В.И. Киреенко. В частности, он изучал основные, как ему казалось, способности к рисованию: способность правильно оценивать и воспроизводить светлотность, горизонтальные и вертикальные направления в плоскостях, образующих форму предметов при их изображении в рисунке, определять пропорции и перспективные сокращения и т.п.

Целый ряд значительных психологических исследований в области изучения художественных способностей позволил ближе подойти к пониманию природы детского рисования, возможностей и перспектив его развития [2]. При этом их авторы исходили из того, что способности к разным видам творческой деятельности определяются специфическими качествами личности человека. Таков традиционный компонентный подход к изучению способностей.

В противовес этому ученым-психологом А.А. Мелик-Пашаевым недавно был заявлен новый подход к изучению художественных способностей - целостно-личностный. Он обосновывает мысль, что в основе художественно-творческих способностей человека лежит не набор, не совокупность отдельных качеств, отвечающих требованиям конкретных видов художественной деятельности и обеспечивающих ее воспроизведение, а особое состояние личности, свойственное художнику, - эстетическое отношение к жизни. Эстетическое отношение к действительности - «одна из форм проявления и реализации творческого Я человека в плане наличной действительности и вместе с тем единая основа способностей ко всем конкретным видам художественного творчества». Эстетическое отношение - это «духовно-нравственная характеристика личности, ценность которой не связана лишь с какой-то сферой профессиональной деятельности, а носит общечеловеческий характер»

А. Мелик-Пашаев рассматривает психологические предпосылки к художественному творчеству у детей младшего возрасти и утверждает, что при целенаправленном развитии у них эстетического отношения к действительности и при адекватном педагогическом руководстве они «могут приобретать специфическую направленность и трансформироваться в способности к художественному творчеству». Этот подход в русле методологии «понимающей психологии» открывает новый ракурс в понимании развития художественно-творческих способностей детей.

Таким образом, занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Телекоммуникационные проекты: организация и проведение
Пришло время рассмотреть вопрос о специфике телекоммуникационных проектов. Мы успели ознакомиться с компьютерными телекоммуникациями и с глобальной сетью Интернет. Теперь вам знакомы возможности этой сети и телекоммуникаций, которые могут быть с успехом использованы в педагогическом процессе; вы зн ...

Социо-культурная среда современной сельской местности
Сельская жизненная среда включает в себя все, что создано человеком: пространство деревень, усадьбы и другие застройки, архитектуру, дороги, поля, леса, возделанные и обработанные человеком. В 70-е годы идея укрупнения хозяйств привела к объединению колхозов, совхозов, районов, объектов социально – ...

Музыка и ее использование в жизни человека
Как указывал французский философ Э. Шартье: «Своим существованием музыка побуждает нас искать смысл внутри себя .». Целью музыкального искусства является достижение равновесия тела и духа человека, воздействие музыки не только на духовное, психическое, но и физическое состояние человека. Использова ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru