Метод коррекции через труд

Страница 7

Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, многими школами разработана система поощрения: переходящие вымпелы, премии, вынесение благодарностей и т.д. Организуются также праздники труда, на которых в торжественной обстановке отмечается работа отдельных классов и учащихся. Поощрения возможны и в том случае, если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. При оценке результатов необходимо учитывать формирование новых отношений и мотивов труда, причем эту оценку должны давать сами учащиеся.

Метод коррекции через труд.

Метод коррекции через труд выделяется нами на том основании, что он чрезвычайно важен как для общего социального воспитания ребенка с умственной отсталостью, так и для коррекции отдельных форм его поведения.

Для советской педагогики, в том числе и для лечебной, ясно, что трудовая деятельность ребенка является источником не только его профессионального образования, но и социального воспитания. В различных мастерских ребенок приобретает целый ряд навыков, важных для его дальнейшей профессиональной деятельности: он учится столярному или слесарному делу, проходит школу рисования, готовится стать музыкантом и т.д. Все это особенно важно для будущей жизни ребенка с умственной отсталостью, ведь эти последние иногда в силу жизненной необходимости требуют от него именно специализированного вида деятельности. Однако наиболее существенную роль труд в мастерских играет тогда, когда он рассматривается с точки зрения коллективистского воспитания, формирования социально активной личности. В самом деле, работа в мастерских позволяет, прежде всего, развить и укрепить мотивацию социального самоутверждения ребенка. В условиях коллективного труда он научается ценить себя и других, приучается относиться к другим так же, как и к себе, начинает сознавать все преимущества совместных форм деятельности и правила их осуществления. Одним словом, в мастерской он обретает прообраз своего будущего трудового, социального бытия. Здесь закладываются основы его наиболее ценных личностных качеств, устраняющих, компенсирующих или уравновешивающих дефекты характера. Известно положение о том, что лишь в процессе коллективного труда складывается человеческое общество и человек становится человеком, здесь полностью подтверждается.

Наряду с этим труд в мастерских стимулирует развитие положительных творческих способностей ребенка. Поэтому наиболее благоприятными условиями будут те, что предполагают именно творчество. Вопрос о соотношении необходимо-производственного и свободно-творческого труда как моментов лечебно-педагогического влияния играет главную роль для педагогической коррекции.

Ребенок с умственной отсталостью часто нуждается в вызывании, мобилизации и укреплении работоспособности, в выработке усидчивости, систематичности и других черт характера, необходимых для любой целеустремленной деятельности. Примером могут служить дети с сексуальными аномалиями – они, как показывает наш опыт, часто оказываются высокоодаренными в искусстве, изобретательстве, конструктивной деятельности и т.п. Для них творческая обстановка мастерских – главное условие переформирования отрицательных задатков (в данном случае излишне развитых сексуальных влечений) в одну из форм общественно полезных проявлений личности.

В общем можно было бы представить следующую систему коррекции ребенка с умственной отсталостью с ненормальностями характера, применявшуюся многие годы медико-педагогической клинике:

Вызывание и развитие общей работоспособности, примером чего могут служить дети, имеющие отвращение к труду в большинстве случаев в результате ненормального семейного и школьного воспитания. Таким детям первую работу приходится давать чрезвычайно интересную и связанную с необходимостью проявить личную инициативу. В результате ребенок, раз пережив удовольствие от творческой активности и будучи оценен в этом коллективом товарищей, приобретает охоту к труду. Таким образом, умело поставленный и специально приспособленный к особенностям ребенка первый акт труда может произвести большой сдвиг в поведении ребенка.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Педагогические заметки:

Задачи и структура университета
Основными задачами Университета являются: 1. Удовлетворение потребности органов внутренних дел в высококвалифицированных специалистах и научно-педагогических кадрах высшей квалификации, сочетающих глубокие профессиональные знания с необходимыми профессионально-нравственными и моральными качествами, ...

Опыт работы современных образовательных учреждений по проблемам использования методов проектов
Интересным на наш взгляд, можно считать опыт работы учителя Лавриненко Людмилы Владимировны, которая предлагает нам один из таких проектов в котором организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Здесь осуществляется итоговый контроль знаний учащихся, в котором используются груп ...

Воспитание экологической культуры личности
Стремительно развивающее­ся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие «экология» характеризуется единством биологического, социального, экономического, т ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru