В общем направлении активизации профессионального самоопределения принято выделять следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее. Мы их опишем в контексте работы педагога дополнительного образования (ниже педагог ДО).
Информационно-просветительское направление. Реализуя это направление, педагог ДО готовит серию занятий, рассказывающих о различных сторонах той или иной профессии, представляет профессиональный мир в конкретно-наглядной форме. Он привлекает внимание учащихся к тематическим выставкам, по их запросам подбирает необходимую литературу, учитывая возрастные и психологические особенности, занимается формированием специального раздела фонда.
Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
Исследования показывают, что реальный выбор профессионального пути даже у школьников из таких мегаполисов как Москва и Санкт-Петербург не так уж велик и основан на несущественных сведениях. Одна выпускница гимназии даже после прохождения подготовительных курсов в университет на экономический факультет очень приблизительно представляла себе содержание будущей профессии. Для нее решающим фактором был пример мамы, финансового аналитика, а именно – маминой заработной платы. Общительная, с трудом осваивающая математические дисциплины и не терпящая интровертированной (связанной с анализом, размышлением) работы девушка с ужасом восприняла известие о том, что в будущем ей придется большую часть времени работать с документами, расчетами, электронными таблицами. И даже если она изберет профессию брокера или специалиста по инвестициям (что подразумевает высокую частотность общения), ей не «уйти» от постоянных расчетов и анализа. Также, она не учла, что мама строила свою карьеру в течение двадцати лет и только недавно стала получать заработную плату выше среднего. Готова ли девушка ждать и трудиться столько времени?
Целенаправленное информирование о реальном содержании профессий, о времени профессионального становления, разном для каждой профессии, позволит учащимся принять осмысленное решение, которое, в свою очередь, будет способствовать развитию их личности.
Диагностическое направление. Это направление реализуется в двух планах:
· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
В развитии данного направления педагогу ДО было бы полезно использовать различные сборники тестов и анкет, помогающих определить уровень развития каких-то профессионально важных качеств. Грамотно провести тестирование по ним и дать компетентную рекомендацию может только специалист, но ничего плохого не будет, если школьник в целях самопознания сам заполнит какую-нибудь анкету.
Если позволяет материально-техническая база, то в школе может быть установлена одна из многочисленных компьютерных программ для определения возможного профессионального пути. Сразу же скажем, что эти программы и большинство существующих тестов предназначены для ситуации, когда у школьника есть какой-то определенный вариант выбора и он может более или менее адекватно оценить свои качества. А поскольку большая часть учащихся старших классов, – не говоря уж о более младших школьниках – психологически не готовы к профессиональному выбору и не могут адекватно соотнести свои качества с той или иной профессией, то и использование тестов для них представляет не более чем простую забаву.
Педагогические заметки:
Восприятие художественного объекта
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т.д. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возм ...
Приоритетные направления развития педагогической науки в современных
условиях
Школа — социальный институт, общественно-государственная система (см. Закон РФ "Об образовании" 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Школа — это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образованию, однозначен: воспитать тв ...
Теоретические основы проблемы формирования художественной культуры
школьников
Формирование художественной культуры ребенка многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: “ Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышле ...