Основные направления работы педагога дополнительного образования по профессиональной ориентации школьников

Информация о педагогике » Организация деятельности педагога дополнительного образования по проведению профессиональной ориентации школьников » Основные направления работы педагога дополнительного образования по профессиональной ориентации школьников

Страница 1

В общем направлении активизации профессионального самоопределения принято выделять следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее. Мы их опишем в контексте работы педагога дополнительного образования (ниже педагог ДО).

Информационно-просветительское направление. Реализуя это направление, педагог ДО готовит серию занятий, рассказывающих о различных сторонах той или иной профессии, представляет профессиональный мир в конкретно-наглядной форме. Он привлекает внимание учащихся к тематическим выставкам, по их запросам подбирает необходимую литературу, учитывая возрастные и психологические особенности, занимается формированием специального раздела фонда.

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Исследования показывают, что реальный выбор профессионального пути даже у школьников из таких мегаполисов как Москва и Санкт-Петербург не так уж велик и основан на несущественных сведениях. Одна выпускница гимназии даже после прохождения подготовительных курсов в университет на экономический факультет очень приблизительно представляла себе содержание будущей профессии. Для нее решающим фактором был пример мамы, финансового аналитика, а именно – маминой заработной платы. Общительная, с трудом осваивающая математические дисциплины и не терпящая интровертированной (связанной с анализом, размышлением) работы девушка с ужасом восприняла известие о том, что в будущем ей придется большую часть времени работать с документами, расчетами, электронными таблицами. И даже если она изберет профессию брокера или специалиста по инвестициям (что подразумевает высокую частотность общения), ей не «уйти» от постоянных расчетов и анализа. Также, она не учла, что мама строила свою карьеру в течение двадцати лет и только недавно стала получать заработную плату выше среднего. Готова ли девушка ждать и трудиться столько времени?

Целенаправленное информирование о реальном содержании профессий, о времени профессионального становления, разном для каждой профессии, позволит учащимся принять осмысленное решение, которое, в свою очередь, будет способствовать развитию их личности.

Диагностическое направление. Это направление реализуется в двух планах:

· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

В развитии данного направления педагогу ДО было бы полезно использовать различные сборники тестов и анкет, помогающих определить уровень развития каких-то профессионально важных качеств. Грамотно провести тестирование по ним и дать компетентную рекомендацию может только специалист, но ничего плохого не будет, если школьник в целях самопознания сам заполнит какую-нибудь анкету.

Если позволяет материально-техническая база, то в школе может быть установлена одна из многочисленных компьютерных программ для определения возможного профессионального пути. Сразу же скажем, что эти программы и большинство существующих тестов предназначены для ситуации, когда у школьника есть какой-то определенный вариант выбора и он может более или менее адекватно оценить свои качества. А поскольку большая часть учащихся старших классов, – не говоря уж о более младших школьниках – психологически не готовы к профессиональному выбору и не могут адекватно соотнести свои качества с той или иной профессией, то и использование тестов для них представляет не более чем простую забаву.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Развитие речи ребенка до его рождения
Развитие речи, также как слух начинает закладываться еще в поздний фетальный период (после пятнадцатой недели до тридцатой недели) и в пренатальный период (начиная с тридцатой недели до момента рождения ребенка) Современные исследования показали, что, начиная с четвертого месяца беременности, челов ...

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Сущность понятия « школьная готовность» и её основные составляющие
В первом параграфе нашей работы мы попытаемся рассмотреть сущность понятия «школьная готовность», ее основные составляющие. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Меняется образ жизни ребёнка, условия его деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Одной из задач до ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru