Опытно-экспериментальная работа по организации внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников (2-й класс) проводилась в период с сентября 2008 года по май 2009 года на базе Саломатинской средней школы. Исследованием были охвачены дети младшего школьного возраста (10 человек - экспериментальная группа). Для выполнения поставленных задач необходимо было провести исследование, которое проходило в 3 этапа:
I этап - констатирующий эксперимент.
II этап - формирующий эксперимент.
III этап - контрольный эксперимент.
На I этапе (сентябрь-октябрь) изучалась психолого-педагогическая литература по теме исследования. Осуществлялась подготовка теоретической и эмпирической базы исследования, дидактических материалов. Проводились диагностики уровня сформированности экологической культуры младших школьников на начало эксперимента.
На II этапе (ноябрь-март) разработан и проведён формирующий эксперимент.
На III этапе исследования (апрель-май) осуществлён контрольный эксперимент. Проведены обобщение и систематизация результатов педагогического эксперимента, их теоретическая интерпретация и апробация.
Констатирующий эксперимент
Цель констатирующего этапа эксперимента - определить уровень сформированности экологической культуры младших школьников.
Для определения уровня сформированности экологической культуры младших школьников на начальном этапе учащимися экспериментальной группы были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.
Анкета:
1. Что такое природа?
2. Что природа дает человеку?
3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
4. Каким образом человек разрушает природу?
5. Какие насекомые появляются весной первыми?
6. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?
7. Назовите охраняемые растения вашей местности.
8. Что такое фотоохота?
9. Что могут сделать дети для охраны природы?
Обработка результатов. На каждый вопрос разрешалось давать не один, а несколько ответов. Все показатели мы суммировали и перевели в процентное соотношение. Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы: почва (2%), воздух (2%), животные (20%), растения (10%), человек (10%).50% детей не смогли сформулировать свой ответ. Как видно из графика (рис.1), большинство учащихся не имеют полного представления, о том, что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы воздух и вода.
Рис.1. Что такое природа?
Рис.2 Что природа дает человеку?
На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы: пищу (10%), лекарства (10%), одежду (10%), древесину (20%).60% детей не смогли сформулировать свой ответ.
Приведенные данные (рис.2) свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют пищу, лекарства, одежду, мебель.
Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.Состояние окружающей среды села Саломатино дети оценивают как здоровое (10%), удовлетворительное (30%), относительно хорошее (20%), неудовлетворительное (30%).10% детей затруднились с ответом. Как видно из графика (рис.3), большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным.
Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах.
Рис.3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
Рис.4. Каким образом человек разрушает природу?
Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (30%), уничтожая зверей (10%), загрязняя воду (20%), уничтожая насекомых (10%).60% детей не дали ответа.
Приведенные данные (рис.4) свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.
На вопрос "Какие насекомые появляются весной первыми?" получены следующие ответы: пчёлы (2%), шмели (2%), бабочки (30%), божьи коровки (20%), муравьи (20%), сине-зелёные мухи (10%).
Не смогли ответить 60% детей. Как показывают результаты анкетирования (рис.5), учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.
Педагогические заметки:
Понятие самосознания старших дошкольников в современной психолого-педагогической
литературе
По мнению одних психологов, в настоящее время личность – это любой человек, обладающий сознанием, например, К.К.Платонов считает, что это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Преобладающая же часть психологов пришла к выводу, чт ...
Профессиональная деятельность и личность педагога
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание ...
Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного
возраста
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной си ...