Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

Информация о педагогике » Организация внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников » Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

Страница 4

Когда дети станут хорошо ориентироваться в полученных знаниях, можно начинать работу по знакомству с живыми существами, которым угрожает исчезновение, после чего детям предлагаются занятия по изучению способов охраны природы: знакомство с существованием охраняемых природных территорий - заповедниками, заказниками, национальными парками; знакомство с памятниками природы, ботаническими садами, зоопарком, как местами сохранения и размножения редких видов животных и растений; с помощью видеофильмов организация путешествий по заповедникам нашей страны.

Так постепенно занятия по экологическому образованию и воспитанию расширяются - это выяснение роли неживой природы в жизни человека; пополнение знаний о разнообразии живой природы; изучение почвы; изучение экологических связей в живой природе; открытие мастерских (изготовление кормушек, домиков для птиц); выявление связей между состоянием природы и здоровьем человека; обсуждение примеров экологических катастроф и т.д. Системная работа по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста решает свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений.

Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях - экологических правилах.

Контрольный эксперимент

После формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез. Цель контрольного эксперимента - проверить эффективность использования разнообразных форм и методов внеклассной работы в экологическом образовании и воспитании младших школьников. Детям были предложены вопросы анкеты. Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов.

Обработка результатов.

Рис.10. Что такое природа?

Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы: почва (70%), воздух (60%), животные (70%), растения (80%), человек (90%).10% детей не смогли сформулировать свой ответ. Как видно из графика (рис.10), большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека. На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы: пищу (60%), лекарства (70%), чистый воздух (50%), одежду (58%), древесину (40%).10% детей не смогли сформулировать свой ответ. Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос (рис.11).

Рис.11. Что природа дает человеку?

Состояние окружающей среды села Саломатино дети оценивают как здоровое (20%), удовлетворительное (50%), относительно хорошее (75%), неудовлетворительное (50%). 20% детей затруднились с ответом.

Как видно из графика (рис.12), у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности.

Рис.12. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?

Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (30%), уничтожая зверей (60%), загрязняя воду (50%), уничтожая насекомых (85%), губя растения (20%), разоряя птичьи гнёзда (10%).10% детей не дали ответа. Приведенные данные (рис.13) свидетельствуют, что школьники узнали о влиянии человека на природу.

Рис.13. Каким образом человек разрушает природу?

Рис.14. Какие насекомые появляются весной первыми?

На вопрос "Какие насекомые появляются весной первыми?" получены следующие ответы: пчёлы (45%), шмели (60%), бабочки (60%), божьи коровки (75%), муравьи (45%), сине-зелёные мухи (65%). Не смогли ответить 20% детей. Как показывают результаты анкетирования (рис.14), целенаправленные систематические фенологические наблюдения под руководством учителя способствовали расширению знаний учащихся по данному вопросу.

Учащиеся экспериментального класса считают, что в "Красную книгу" нашей страны занесены следующие животные: бобр (40%), беркут (50%), олень (80%), выхухоль (40%), лось (50%), орлан-белохвост (10%). 20% детей не смогли дать ответ. Как видно из графика (рис.15), большинство учащихся назвали охраняемых животных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности
Современная жизнь выдвинула по отношению к человеку комплекс требований, внутри которого одно из важнейших мест принадлежит эстетической грамотности. Эстетически осваиваемый человеком мир состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетическое в объективной действительности; субъектив ...

Планировка учебной мастерской
Планировка – это расположение оборудования, средств оснастки и обучения в помещении учебной мастерской. Устройство мастерских подчиняется в первую очередь учебно-воспитательным целям. Площадь и санитарно-технические нормы учебно-производственных мастерских устанавливаются нормативами в зависимости ...

Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников чрезвычайно широки. Прежде всего, сформулируем цель обучения иностранному языку младших школьников. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru