Необходимо помнить, что многие музыкальные произведения начинаются со слабой доли, а не с полного такта (с сильной доли). Такой такт называется затактом и должен быть учтён при выполнении двигательного действия.
Счёт во время выполнения упражнения можно вести по тактам (например, в вальсе) или по четвертям. В случае, когда на каждую четверть такта движения делаются разные, считать по четвертям обязательно. При выполнении отдельных танцевальных движений счёт может вестись и по восьмым (раз- «и»).
С целью закрепления восприятия музыкального размера выделяют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. При обучении занимающихся это делается посредством хлопков, притопов, акцентированной ходьбы, сочетания хлопков с ходьбой.
Музыкальный метр, ритм содействуют в процессе занятий физическими упражнениями воспитанию умения применять различные по амплитуде, длительности и интенсивности движения, сочетать их во времени о пространстве. Вместе с тем они положительно влияют на развитие сложной координации, ориентировки в пространстве, быстроты реакции и других важных качеств.
Мелодия является важнейшей основой музыки. Она представляет собой художественно осмысленный ряд музыкальных звуков, определённым образом организованных во времени и воплощает различные образы и состояния, что составляет идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения. Разнообразие мелодии передается направлением мелодических рисунков, которые условно делятся на восходящий, нисходящий, волнообразный и ровный. Они воспроизводятся движением рук или всего тела: на восходящую мелодию выполняются движения вверх и «от себя», на нисходящую – наоборот, движения к низу, «к себе». На волнообразный мелодический рисунок следует чередовать движения вверх и вниз, и наоборот. Особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто. Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое — при выполнении резких, коротких движений.
Следует учитывать, что высота звуков может также быть отражена в понятии регистр. Существуют три музыкальных регистра: высокий, низкий и средний.
Огромное значение для отражения характера и образа музыкального произведения имеет лад. Ладов существует несколько – лидийский, фригийский, ионийский, дорийский и др., но основными и наиболее часто встречающимися в современной музыке являются мажорный и минорный лад. Мажор обыкновенно употребляется для выражения весёлого, бодрого серьёзного, возвышенного, минор же для выражения ласки, грусти и нежности. Однако, большое значение для того, как будет восприниматься настроение музыкального произведения, имеет сочетание лада и темпа.
Темп — это скорость исполнения музыкального произведения. В наиболее общем виде он может быть разделён на медленный, умеренный и быстрый. Каждая разновидность темпа в значительной степени определяет характер музыкального произведения. Произвольное его изменение может полностью исказить замысел композитора.
Как и в музыке, в занятиях физическими упражнениями темп является важным средством выразительности движения. В медленном темпе движения выполняются широко, тяжело, с большой амплитудой. Он также применяется для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Умеренный темп используется для сопровождения спокойных, сдержанных и подвижных движений, большинства общеразвивающих, танцевальных, прикладных упражнений. Быстрый темп нужен для быстрых и очень быстрых движений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки и др. Постепенное изменение темпа (замедление или ускорение) в движениях способствует большей выразительности.
Педагогические заметки:
Современные игрушки как фактор, влияющий на особенности современного
детства
Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает за потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет ...
Перспективы развития художественного творчества детей
В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных ва ...
Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы
Интересны итоги БОУ-обсуждений курсантами значимости различных социально-педагогических условий эффективности воспитания патриотизма приводимые в таблице 3. Как видно из данных этих опросов воспитуемые считают наиболее важными социально-педагогическими условиями восприятия патриотического мировоззр ...