Определение области какой-либо науки имеет целью показать более четко ее специфику и очертить круг тех вопросов, которые призвана решать данная наука. Однако ни одна наука не развивается совершенно обособленно: ей приходится пользоваться данными других наук, брать на вооружение методы исследования, сложившиеся в других отраслях научных знаний, объединяться со смежными науками для исследования общих проблем, использовать терминологию других наук. Все это характерно и для развития педагогики.
Объектом обучения и воспитательной работы педагогов является растущий и развивающийся человек, поэтому педагогика тесно связана с науками, изучающими человека. Изучая воспитание как общественное явление, педагогика связана с науками, которые изучают человека как члена общества.
Марксистско-ленинская философия - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления - составляет тот научный фундамент, на котором развивается советская педагогическая наука, является ее методологической основой.
Большое значение для разработки проблем педагогики имеют такие отрасли философии, как социология, этика, эстетика, научный атеизм.
Социология - наука об обществе, об основных законах общественной жизни. Она исследует влияние социальной среды на человека, помогает педагогике понять процесс социального формирования человека.
Этика дает теоретическое обоснование морали, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения, роли нравственного идеала в формировании человеческой личности.
Эстетика изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека к действительности, искусству, служит научной основой эстетического воспитания.
На современном этапе развития нашего общества, когда образование стало неотъемлемой частью и условием осуществления научно-технического прогресса, возрастает связь педагогики с экономикой. Исследования экономистов устанавливают влияние общего и специального образования на развитие науки и техники и доказывают, что образование является одним из важнейших условий повышения производительности труда.
Педагогика тесно и непосредственно связана с физиологией, изучающей человека как предмет биологической эволюции.
Педагогические заметки:
Онтогенез формирования моторной сферы у детей в норме
В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. И. П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие "центров" речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскол ...
Характеристика учебников по русскому языку в аспекте применения наглядности
и характеристика учебников по русскому языку
С целью анализа наглядного материала, используемого в учебных пособий в начальной школе,мы проанализировали ряд азбук, действующих в начальной школе: В.Г.Горецкий «Русская азбука» учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы 2001 года, Азбука Н.В.Нечаева 2003 года, Азбука Бунеева ...
Основные элементы развития профессиональной компетентности педагога в
образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Для достижения учащимися запланированных образовательных результатов педагоги должны решить следующие задачи: обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.); способствовать ...