Средства музыкальной выразительности

Страница 1

Музыка – это вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени последовательностей звуков разной длительности, высоты, громкости, тембра, ритма, тональности, созданных человеком и воспроизводимых на музыкальных инструментах или человеческим голосом.

Содержание музыки передается совокупностью средств музыкальной выразительности. К ним относятся: мелодия, ритм, лад, темп, размер, регистр, динамические оттенки, структура музыкального произведения.

Наиболее важными из них являются ритм и мелодия, по праву называемые «королём и королевой» музыкального искусства.

Музыка, как и любой вид двигательной деятельности, имеют такой важный общий параметр как протяжённость во времени и ритмическая основа.

Ритм — это организованная последовательность звуков различных длительностей во времени. Они бывают различной длительности и обозначаются нотными знаками, являющимися своеобразными единицами музыкальной речи.

За единицу измерения принята целая нота. Она длится четыре счета. Остальные ноты – ее доли: половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и т.д. (рис. 1).

Длительность звука имеет довольно относительное понятие. Так, половинная или даже целая нота быстрого музыкального произведения, используемого для упражнений бегового характера, будет на слух восприниматься как более короткая в сравнении с четвертью в марше или даже восьмой в медленном вальсе или гавоте.

Рис. 1 Соотношение длительностей музыкальных звуков

Не менее важным средством музыки является пауза. Она является своеобразным «знаком молчания» и может длиться столько же, сколько и любая нота, то есть, существует целая, половинная, четвертная, шестнадцатая и т.д. паузы, во время которых звуки замолкают (рис. 2).

Рис. 2. Паузы

Паузы имеют большое художественное значение в выражении чувств и эмоций, образа музыкального произведения и также должны учитываться в движении, где могут передаваться как внезапной остановкой движения, принятием той или иной позы.

В музыке очень редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Организованное сочетание длительностей звуков называется ритмическим рисунком. Он не зависит от высоты звуков или их силы. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами, и др.).

Чередование сильных и слабых долей через равные промежутки времени (через одну или две слабые доли) принято называть тактом. Такты бывают разного размера.

Непрерывно повторяющаяся последовательность акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных ритмических единиц (отрезков времени) называется метр. Он применяется для организации музыкальных звуков различной силы звучания (тяжести).

Музыкальный размер — это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Он организует звуки во времени. В записи музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, стоящая в числителе, указывает на количество долей в каждом метре (такте), знаменатель обозначает длительность этих долей.

Как указывают Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва и ряд других исследователей, для занятий физическими упражнениями наиболее удобны музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4. При выполнении общеразвивающих упражнений подсчет ведется только по сильным долям, а при марше и танцевальных шагах — по сильным и слабым. Например, 2/4 — две доли (сильная и слабая), 3/4 — три доли (сильная и две слабых), 4/4 — четыре доли (первая— сильная, третья – относительно сильная, вторая и четвертая — слабые). Полька, галоп и т.п. относятся к музыкальному размеру 2/4, вальс, мазурка — 3/4, марши — 4/4. Размеры 4/4 и 6/8 называются сложными, так как в них кроме основного акцента на первую долю есть еще одна – относительно сильная доля.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Детский фольклор как народная педагогика
Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала ...

Сущность и основные положения элементарного образования И.Г. Песталоцци
В последующие годы жизни, руководя "институтами" в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием "метод Песталоцци", под которым понималась система обучения детей, орие ...

Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Общение с гиперактивными подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы, непоседливы, их движения непроизвольны. Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья, не могут сосредоточиться на задаче. Хотя они часто находятся в центр ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru