При определении настроения и характера музыкального произведения учитываются два компонента – активность и знак переживания (положительный или отрицательный), таким образом, отражение различных эмоциональных состояний возможно при помощи модели, изображённой на рисунке 3.
Рис. 3 Отражение эмоциональных состояний в сочетании лада и темпа музыкального произведения
Таким образом, как указывает В.И. Петрушин, можно определить следующие настроения, выражаемые сочетанием лада и темпа музыки:
I. Медленный темп + минорная окраска – характер музыки задумчивый, печальный, грустный, унылый, скорбный, трагичный.
II. Медленный темп + мажорная окраска – характер музыкальных произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный.
III. Быстрый темп + минорная окраска – характер музыкальных произведений направленно – драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой.
IV. Быстрый темп + мажорная окраска – музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.
Таким образом, можно любое музыкальное произведение расположить в системе таких координат. Однако, данная интерпретация является условной, так как выражаемые в музыке образы могут отражать сложный комплекс различных эмоций и оттенков.
Следующим средством музыкальной выразительности является динамика, что в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Они придают музыкальному произведению более выраженный образ, характер, дополняют и раскрывают содержание. Динамические оттенки музыкального сопровождения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, постепенное усиление или ослабление силы звука, динамические акценты. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполняются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания соответствует движениям, выполняемым с постепенным изменением мышечных напряжений.
Большое значение для характера выполняемых двигательных действий имеют музыкальные штрихи – легато, нон легато и стаккато. Как и все музыкальные термины, их названия имеют итальянское происхождение.
Так, легато обозначает – плавно, связно. Звуки при легато звучат непрерывно, как бы переходя один в другой. Соответственно, и движения должны выполняться плавно.
Стаккато – звучит отрывисто. Это связано с тем, что короткие по длительности звуки отделены короткими паузами. При выполнении упражнения стаккато будет отличаться резкостью, порывистостью движений.
Нон легато означает – не связно и отражается чёткими размеренными движениями.
Совокупность средств музыкальной выразительности, создающих идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения, называется музыкальной формой. Она тесно взаимосвязана со структурой музыкального произведения.
Структура является композиционным строением и определяется наличием частей музыкального произведения, особенностями метро-ритма, фактуры и т.д. К структурным элементам относятся: мотив, фраза, предложение, период. При этом мотив является наименьшим музыкальным построением. Соединение двух последовательно звучащих мотивов образует музыкальную фразу, звучание двух фраз – предложение, двух предложений – период, и, далее – двух периодов – простую двухчастную форму музыкального произведения (например, куплет-припев).
Таким образом, рассмотрев всё вышеуказанное, необходимо подчеркнуть значение средств музыкальной выразительности и важность учёта их совокупности при выборе того или иного музыкального произведения для занятий физическими упражнениями.
Педагогические заметки:
Организация рабочего места учащегося
Под рабочим (учебным) местом понимается определенная часть площади мастерской или цеха, находящаяся в ведении отдельного учащегося или бригады учащихся с наиболее целесообразно расположенным на ней оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами, необходимыми для выполнения учебно-прои ...
Типы дыхания
Верхнее дыхание известно также под названием «ключичного»; или «клавикулярного». Участвует только верхняя часть легких, при вдохе поднимаются ребра, ключицы и плечи. Люди, страдающие астмой, одышкой, носящие тугие пояса, обычно прибегают к верхнему дыханию. Его можно преднамеренно вызвать, втянув ж ...
Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения
Роль смыслового содержания сообщения для обучения аудированю трудно переоценить. Известно, что именно получение информации является целью рецептивных видов речевой деятельности. Именно желание понять смысл заставляет слушателя мобилизовать внимание, память и всю психическую деятельность, заставляет ...