Показатели сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Информация о педагогике » Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников » Показатели сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Нравственное воспитание обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере сюжетно-ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении нравственных отношений.

Моделируя человеческие взаимоотношения в игровой форме, создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает «Детское общество». Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.

В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Мы сделали теоретический анализ особенностей формирования нравственного поведения у ребенка старшего дошкольного возраста.

Обобщив традиционные подходы Д.В.Менджерицкой, заключающиеся в обогащении содержания сюжета игры и исследования, проведенные А.П.Усовой о взаимоотношениях в игре, анализировав современные подходы, исследованные Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой к руководству сюжетно-ролевой игры, а также изучив психолого-педагогическую литературу о сущности сюжетно-ролевой игры, ее структуре, мы определили педагогические условия влияния сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми, выделение определенного времени в педагогическом процессе для сюжетно-ролевой игры, создание игровой обстановки для проведения игры, обогащение содержания сюжетно-ролевых игр.

Нравственное формирование – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых.

Таким образом, неоценимо значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольников.

Основой нравственности являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость. Гуманные качества представляют собой единство трех компонентов: представлений о нормах гуманности, гуманных чувств (сопереживание, сочувствие, содействие), соответствующих поступков.

Опытно-экспериментальная работа включала: констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Результаты диагностики констатирующего этапа показал низкий уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы повысить уровень сформированности нравственных качеств в формирующем этапе была разработана и проведена серия сюжетно-ролевых игр, направленная на формирование нравственных качеств и гуманных отношений.

Полученные результаты контрольного эксперимента после проведения серии сюжетно-ролевых игр показали положительную динамику высоких результатов сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

В итоге игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. В основе распределения испытуемых детей по трем уровням были положены два показателя :

1) Умение замечать эмоциональное благополучие сверстника ;

2) Желание и готовность прийти на помощь сверстнику.

Таким образом, неоценимо значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.

Нами были определены педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста:

- целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми;

- взаимодействие педагога с семьей воспитанника;

- обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования, заключающуюся в том, что сюжетно-ролевая игра станет эффективным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста при педагогическом руководстве игрой, направленной на обогащение ее содержания нравственной тематикой.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Сравнительный анализ показателей успеваемости учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов по биологии и химии до и после эксперимента
После изучения в контрольном 9 «А» классе раздела по биологии «Структурная организация живой клетки» в соответствии с календарно-тематическим планированием и апробации на практике в 9 «Б» классе разработанных интегрированных уроков биологии и химии на тему «Структурная организация живой клетки», на ...

Анализ общих сведений о детях изучаемой группы
В результате логопедического обследования детей с дизартрией были получены следующие данные. После изучения медицинской и педагогической документации, стало известно следующее: у матерей всех обследуемых дошкольников во время беременности были различные негативно воздействующие на плод факторы. Ран ...

Динамика развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения по результатам контрольного эксперимента
С целью выявления результативности проведенных мероприятий по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения был проведен контрольный срез. Задачи контрольного этапа эксперимента: 1. Установить уровень мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения после формирующег ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru