Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Нравственное воспитание обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере сюжетно-ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении нравственных отношений.
Моделируя человеческие взаимоотношения в игровой форме, создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает «Детское общество». Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.
В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Мы сделали теоретический анализ особенностей формирования нравственного поведения у ребенка старшего дошкольного возраста.
Обобщив традиционные подходы Д.В.Менджерицкой, заключающиеся в обогащении содержания сюжета игры и исследования, проведенные А.П.Усовой о взаимоотношениях в игре, анализировав современные подходы, исследованные Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой к руководству сюжетно-ролевой игры, а также изучив психолого-педагогическую литературу о сущности сюжетно-ролевой игры, ее структуре, мы определили педагогические условия влияния сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми, выделение определенного времени в педагогическом процессе для сюжетно-ролевой игры, создание игровой обстановки для проведения игры, обогащение содержания сюжетно-ролевых игр.
Нравственное формирование – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых.
Таким образом, неоценимо значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольников.
Основой нравственности являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость. Гуманные качества представляют собой единство трех компонентов: представлений о нормах гуманности, гуманных чувств (сопереживание, сочувствие, содействие), соответствующих поступков.
Опытно-экспериментальная работа включала: констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Результаты диагностики констатирующего этапа показал низкий уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы повысить уровень сформированности нравственных качеств в формирующем этапе была разработана и проведена серия сюжетно-ролевых игр, направленная на формирование нравственных качеств и гуманных отношений.
Полученные результаты контрольного эксперимента после проведения серии сюжетно-ролевых игр показали положительную динамику высоких результатов сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
В итоге игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. В основе распределения испытуемых детей по трем уровням были положены два показателя :
1) Умение замечать эмоциональное благополучие сверстника ;
2) Желание и готовность прийти на помощь сверстнику.
Таким образом, неоценимо значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
Нами были определены педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста:
- целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми;
- взаимодействие педагога с семьей воспитанника;
- обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования, заключающуюся в том, что сюжетно-ролевая игра станет эффективным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста при педагогическом руководстве игрой, направленной на обогащение ее содержания нравственной тематикой.
Педагогические заметки:
Соотношение педагогической науки и педагогической практики
Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения науки и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением педагогической теор ...
Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическое воспитание детей раннего возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми путем исследований, охватывающих многообразные стороны физического воспитания ребенка и особенно формирования его двигательных навыков. Таким образом, теория физического воспитания детей д ...
Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура,
динамика, движущие силы и противоречия
Сущность обучения. Об обучении написано и сказано много: оно и "протекает", и "осуществляется", и "реализуется, оно и "передача" человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и "целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся", в ходе кот ...