Подобная мотивация помогала детям выделить эмоциональные гуманные проявления как типичные, характерные черты поведения доброго, внимательного смотрителя зоопарка и осознать их как необходимый атрибут данной роли. Благодаря этому приему ребенок не только узнавал, что по условиям игры ему положено быть добрым, у него готовность к этому.
Следует отметить позитивные моменты, характеризующие творческую сюжетно-ролевую игру старших дошкольников после проведенной работы: гуманные проявления для многих детей стали обязательным атрибутом сюжетно-ролевой игры. Игра наполняется для ребенка новым звучанием, что обеспечивает развитие, углубление ее гуманного содержания. Теперь основной смысл игры дошкольника заключается в проявлении гуманного отношения к окружающим его людям, животным.
Но нужно отметить и факты эмоциональной нечувствительности, зафиксированной у части детей. Видимо, эти дети не ориентированы на эмоциональное проявление как необходимый момент игры и поэтому сохраняют свойственное им ранее воспроизведение игровых действий без соответствующей эмоциональной окраски.
Таким образом, сюжет, содержание, характер складывающихся в игре ролевых взаимоотношений придают ей исключительно важное значение в нравственном воспитании детей. Слияние этих трех структурных компонентов позволяет внести в игру элемент актуального переживания, связанного как с вхождением в игровой образ, так и с эмоциональным отношением ребенка к другому. Задача педагога и состоит в том, чтобы обеспечить условия для реализации эмоций участников игры.
В ходе формирующего эксперимента была проведена беседа с родителями по проблеме нравственного воспитания ребенка в условиях семьи.
Цель беседы - помочь родителям в возникающих трудностях в нравственном воспитании ребенка.
У большинства родителей возникали вопросы в преодолении детского своеволия: грубости, дерзости, непослушания.
Воспитатели и психолог объяснили родителям, что своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого поведения ребенка, его стремления самоутвердиться. Распространенной ошибкой родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного послушания, уничтожают в самом зародыше его волю, способность к инициативным самостоятельным действиям.
Родителям были даны советы по преодолению этих трудностей: больше общаться со своим ребенком, доверять ему,дать возможность проявлять в любой деятельности самостоятельность,уважать мнения ребенка,вместе решать проблемы.
Итак, основными направлениями формирующего эксперимента были определены в подборе сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием, чтение художественной литературы, дидактические задания,а также была проведена беседа с родителями по проблеме нравственного воспитания ребенка в условиях семьи.
В процессе формирующего эксперимента мы использовали технологию влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей при определенных педагогических условиях:
- целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми ;
- взаимодействие педагога с семьей воспитанника;
- обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.
Педагогические заметки:
Диагностика уровня самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Произвести более детальную оценку уровня самоконтроля поведения нам помогли следующие критерии: 1. способность прилагать усилия воли для преодоления препятствий; 2. способность контролировать эмоции; 3. степень коммуникативного контроля в общении. Методики для определения самоконтроля поведения гип ...
Образование как педагогический процесс
Отметим, что поскольку образование как предмет педагогики — это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. В своем первом приближении к определению педагогический процесс — это движение от целей образования к его результа ...
Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в
учебной деятельности младших школьников
Модель включает три функциональные подсистемы: - информационно-аналитическую, определяющую направления анализа информационного потока, отбора и конструирования содержания эколого-экономического образования, разработки информационно-методического обеспечения экообразовательного процесса; - экспертно ...