Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх

Информация о педагогике » Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников » Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх

Страница 2

Подходы к организации сюжетно-ролевых игр изложили в программе Н.Ф. Тарловская и В.И. Турченко. Они предложили такой путь организации игры, при котором основным побудителем является не подражание взрослому, а общение с ним. В качестве первого шага на этом пути, по мнению Н.Ф. Тарловской, нужно совершать игровые действия относительно самого ребенка, а не игрушки.

Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно взрослого. Основная задача педагога в этих играх - научить детей играть дружно, уступая друг другу, и чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно друг друга доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха. В старшем дошкольном возрасте Н.Ф.Тарловская и И.В.Турченко предложили продолжить педагогическую работу по подготовке детей к принятию ролей, ролевому взаимодействию. В чем его суть? Это организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослых; эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей [19].

Для подготовки детей к ролевому взаимодействию, именно формированию нравственных качеств, Н.Ф. Тарловская и И.В. Турченко предложили использовать образцы содержательных ролевых диалогов, где игровые действия сведены до минимума или исключены вообще.

В сюжетно-ролевой игре, как подчеркивала автор программы «Радуга» Т.Н. Доронова, развивается сотрудничество, активность при создании и реализации игровых замыслов, появляется умение согласовывать свои игровые замыслы партнеров по игре.

В комплексной программе «Развитие», авторами которой являются Л.А. Венгер и О.М. Дьяченко, взяты теоретическое положение А.В. Запорожца о самооценке дошкольного периода развития и концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Игровая деятельность является существенной составляющей жизни в дошкольном учреждении. Игра, как указывают авторы программы, представляют ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы, является одним из важных средств развития и воспитания дошкольников. Воспитатель способствует развитию игровой деятельности детей, формирует у них нравственные качества- играть дружно, самостоятельно разрешать споры и конфликты, возникающие во время игры, формирует у детей умения, необходимые для сюжета игры .

Комплексная образовательная программа «Детство», автором которой является В.И.Логинова создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности. Содержание программы условно объединено вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». В блоке «Созидание» в разделе «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся» раскрывается значение игровой деятельности в жизни ребенка. Задачами воспитателя, как отмечается в программе, являются:

1. Способствовать развитию всех компонентов игровой деятельности, обогащению арсенала игровых действий, сюжетов, тематики игр, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, самостоятельно устранять конфликты в игре, создавать игровую обстановку, действовать в реальной и воображаемых игровых ситуациях ;

2. Создавать содержательную основу для развития игровой деятельности, воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам и ко взрослым;

3. Проникнуть в круг игровых интересов своих воспитанников и способствовать их объединению в общей игре, обогащении. Самостоятельного игрового опыта детей, создавать предпосылки для активной самостоятельной игровой деятельности, повышая тем самым влияние игры на развитие ребенка.

Решение этих задач оказывает значительное влияние на формироваие нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
Экспериментальное исследование проводилось в ИП «Центр семьи и детства “Умка”» города Новый Уренгой. В исследовании приняли участие дети 4 А класса, в количестве 8 человек. Исследование включало в себя три этапа: 1 этап – констатирующий этап эксперимента; 2 этап – формирующий этап эксперимента; 3 э ...

Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения вид ...

Организация и методика констатирующего эксперимента
Комплексное логопедическое обследование детей с дизартрией проводилось в МДОУ №85. В данном обследовании принимали участие 10 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в ноябре 2009 г. Целью данного исследования было: выявление особенностей неречевых и речевых функц ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru