Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх

Информация о педагогике » Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников » Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх

Страница 2

Подходы к организации сюжетно-ролевых игр изложили в программе Н.Ф. Тарловская и В.И. Турченко. Они предложили такой путь организации игры, при котором основным побудителем является не подражание взрослому, а общение с ним. В качестве первого шага на этом пути, по мнению Н.Ф. Тарловской, нужно совершать игровые действия относительно самого ребенка, а не игрушки.

Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно взрослого. Основная задача педагога в этих играх - научить детей играть дружно, уступая друг другу, и чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно друг друга доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха. В старшем дошкольном возрасте Н.Ф.Тарловская и И.В.Турченко предложили продолжить педагогическую работу по подготовке детей к принятию ролей, ролевому взаимодействию. В чем его суть? Это организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослых; эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей [19].

Для подготовки детей к ролевому взаимодействию, именно формированию нравственных качеств, Н.Ф. Тарловская и И.В. Турченко предложили использовать образцы содержательных ролевых диалогов, где игровые действия сведены до минимума или исключены вообще.

В сюжетно-ролевой игре, как подчеркивала автор программы «Радуга» Т.Н. Доронова, развивается сотрудничество, активность при создании и реализации игровых замыслов, появляется умение согласовывать свои игровые замыслы партнеров по игре.

В комплексной программе «Развитие», авторами которой являются Л.А. Венгер и О.М. Дьяченко, взяты теоретическое положение А.В. Запорожца о самооценке дошкольного периода развития и концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Игровая деятельность является существенной составляющей жизни в дошкольном учреждении. Игра, как указывают авторы программы, представляют ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы, является одним из важных средств развития и воспитания дошкольников. Воспитатель способствует развитию игровой деятельности детей, формирует у них нравственные качества- играть дружно, самостоятельно разрешать споры и конфликты, возникающие во время игры, формирует у детей умения, необходимые для сюжета игры .

Комплексная образовательная программа «Детство», автором которой является В.И.Логинова создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности. Содержание программы условно объединено вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». В блоке «Созидание» в разделе «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся» раскрывается значение игровой деятельности в жизни ребенка. Задачами воспитателя, как отмечается в программе, являются:

1. Способствовать развитию всех компонентов игровой деятельности, обогащению арсенала игровых действий, сюжетов, тематики игр, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, самостоятельно устранять конфликты в игре, создавать игровую обстановку, действовать в реальной и воображаемых игровых ситуациях ;

2. Создавать содержательную основу для развития игровой деятельности, воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам и ко взрослым;

3. Проникнуть в круг игровых интересов своих воспитанников и способствовать их объединению в общей игре, обогащении. Самостоятельного игрового опыта детей, создавать предпосылки для активной самостоятельной игровой деятельности, повышая тем самым влияние игры на развитие ребенка.

Решение этих задач оказывает значительное влияние на формироваие нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Особенности формирования организованной творческой среды в условиях детского сада
В формировании духовного мира ребёнка огромная роль принадлежит музыкально- театральному искусству. По словам В.А. Сухомлинского духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Музыка- язык чувств, а театр, по словам С.В. Образцова, - ...

Аппликация как вид деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР
Аппликация (в переводе с лат.- накладывание) – метод создания художественных изображений из разных фигур, форм, вырезанных из материала и наклеенных либо нашитых на соответствующий фон. В аппликации используются самые разные материалы: сукно, береста, войлок, кожа, бумага, соломка, ткань. Различные ...

Сущность основных понятий звуковой культуры речи
Итак, воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Показателями звуковой культуры речи являются непосредственно фонетическая и орфоэпическая правильность речи, четкая дикция ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru