Некоторые исторические сведения о преподавании геометрии в России

Страница 1

Геометрия традиционно занимает важное место в среднем образовании. В зависимости от многих как внешних (общеполитические установки, требования экономического развития), так и внутренних (развитие методико-математической и педагогической мысли) факторов, содержание курса геометрии, его цели, способы преподавания существенно менялись. В процессе становления и развития отечественных традиций математического образования педагогами прошлого были найдены классические методические решения, которые позволили математическому образованию в средних образовательных учреждениях подняться на большую высоту. Так, ”Элементарная геометрия” А.П. Киселева, созданная еще во второй половине XIX века, благодаря своей доступности и логической стройности и сегодня продолжает входить в золотой фонд наших учебников. Возрождая лучшие традиции отечественного гимназического образования, обратимся к истокам — к истории преподавания геометрии в средних учебных заведениях прошлых веков. Ведь именно на основе анализа развития методики геометрии в прошлом мы можем получить сегодня новые плодотворные идеи для современной школы. Итак, каким же было преподавание геометрии в XIX веке?

Геометрия вместе с алгеброй, плоской тригонометрией, прикладной математикой и опытной физикой входила в курс математики гимназии начала XIX века. На все математические дисциплины отводилось всего 18 часов в неделю суммарно во всех классах. Для сравнения: сегодня на математику отводится 46 часов. В то же время объем знаний, которые нужно было сообщить учащимся, не соответствовал такому малому количеству часов.

В это время геометрию часто не выделяли в качестве отдельно изучаемого предмета, существовал единый курс математики, например, “Курс математики” Т.Ф. Осиповского. Курс был очень обширным. В него входили такие вопросы, как:

Ø свойства уравнений высших степеней,

Ø разрешимость уравнений, имеющих рациональные корни,

Ø неопределенные уравнения второй и высших степеней,

Ø планиметрия,

Ø стереометрия,

Ø прямолинейная геометрия,

Ø элементы аналитической геометрии.

Учащиеся не справлялись с таким большим объемом материала, и часто учение сводилось к зубрежке целых учебников.

В 1837 году вышел “Гимназический курс чистой математики” Д.М. Перевощикова - учебник, который содержал элементы аналитической геометрии и также был достаточно перегружен информационно.

Такая информационная перегруженность зачастую объяснялась тем, что учащимся нужно получить в гимназиях все сведения, которые понадобятся им в жизни. Таким образом, главной целью математического образования была практическая, т. е. — дать учащимся широкий перечень математических знаний и умений, которые затем пригодятся на практике. Эта цель математического образования была более характерна для XVIII века, когда обучение математике рассматривалось в основном в контексте будущей профессии. Но, как видим, практическая цель обучения математике оставалась главной и в начале XIX века. Практическая цель обучения четко прослеживается в учебных руководствах геометрии того времени. Например, в “Кратком руководстве к геометрии” теоремы были представлены как задачи с решениями. Задач для самостоятельного решения — задач без решений — не было. При этом даже предлагаемые решения задач часто содержали просто алгоритм необходимых вычислений, а не объяснения и доказательства. Например, задача XXVI “Найти толстоту призмы” решалась так: ”Помножь основание высотою (а не осью в косых призмах). Сие произведение в кубической мере есть толстота призмы”. Предполагалось, видимо, что учащиеся будут заучивать решения задач и по мере надобности использовать алгоритмы решения в повседневной жизни.

Наряду с практической целью изучения геометрии, в первой половине XIX века важное значение имело и умственное (формально-логическое) развитие учащихся, при этом главная роль в формально-логическом развитии отводилась теории. Приписывая теории большое образовательное значение, тогда считали, что учащиеся должны сознательно овладеть ею и учиться на лучших логических образцах построения теории. Одним из примеров такого подхода является известный учебник “Основания геометрии” выдающегося математика С.Е. Гурьева. Вот, например, определения из книги С.Е. Гурьева:

“Круг есть предел правильных многоугольников, вписываемых в нем или описываемых около него через удвоение числа сторон их”

”Когда две точки одной линии, лежа на двух точках другой, делают, что и самые линии лежат одна на другой; то каждая из оных называется прямою”

Наряду с С.Е. Гурьевым разработкой курсов геометрии для средней школы занимались и другие выдающиеся ученые-математики с мировой известностью — В.Я. Буняковский, М.В. Остроградский, Н.И. Лобачевский. Подчеркивая оригинальность, высочайшую научную ценность данных курсов, их логическую красоту и строгость, необходимо отметить, что эти курсы были, как и учебник С.Е. Гурьева, очень сложны для учащихся средних учебных заведений.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия
Сущность обучения. Об обучении написано и сказано много: оно и "протекает", и "осуществляется", и "реализуется, оно и "передача" человеку определенных знаний, умений, навы­ков; оно и "целенаправленное взаимодействие преподава­теля и учащихся", в ходе кот ...

Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников
Модель включает три функциональные подсистемы: - информационно-аналитическую, определяющую направления анализа информационного потока, отбора и конструирования содержания эколого-экономического образования, разработки информационно-методического обеспечения экообразовательного процесса; - экспертно ...

Дидактика. Метод и приёмы обучения
Дидактика - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Слово "дидактика" происходит от греческого "дидактикос", что означает "обучающий". Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности. Дидактику определяют как общую теорию ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru