Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть».
Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников.
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такая позиция взрослого – это гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще, и возникновения у него интереса к любой тематике.
Исследователи отмечали, что воспитатель в дошкольном учреждении в силу ограниченности своих возможностей не в состоянии обеспечить детям такой объем совместной игры, который позволил бы им в ходе постепенного накопления и обобщения конкретного игрового опыта, овладеть теми или иными игровыми умениями. Иначе говоря, воспитатель не может воспроизвести в своей деятельности естественный механизм передачи детям игровых умений, как это осуществляется в разновозрастной группе.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятным. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка. Однако, чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращался к партнеру- сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. Пояснять свои игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры – задача непростая, даже для старших дошкольников. Поэтому, творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться лишь в небольших группах детей.
3. Третий принцип организации сюжетно – ролевой игры : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова указывали, чтобы втягивать в игру детей, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. При этом взрослый должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект не закон для всех, а лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре дети сразу же начнут обнаруживать свои желания, не совпадающие с готовым проектом.От сюжета зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующихся воздействий. Воспитатель должен свободно оперировать элементами сюжета, событиями, персонажами ( ролями ), действиями, уметь развертывать сюжет, само строение которого облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.
Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной игры недопустимы со стороны взрослого принуждение, диктовки тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной).
Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова разработали возрастные этапы развития сюжетно – ролевой игры:
3 – 4 года. Роль осуществляется фактически, но не называется.
Сюжет состоит из двух действий, а воображаемую ситуацию удерживает взрослый. 4 – 5 лет. Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль. Сюжет из 3-4 взаимосвязанных действий, дети сами самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
5 – 6 лет. Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.
Педагогические заметки:
Инновационные процессы в образовании
Выясним смысл понятий «педагогическая система» и «нововведения в педагогической системе». Педагогический процесс, как мы уже знаем, протекает в педагогической системе. Педагогическая система (ПС) — это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (н ...
Психолого-педагогические исследования по проблемам формирования речевых
навыков на уроках иностранного языка
Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранным языком. Я.М. Колкер в работе «Практическая методика обучения иностранному языку» останавливается подробно на следую ...
Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Любое психологическое исследование должно учитывать социальное происхождение подростка, род занятий и уровень образован ...