Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно ролевыми играми дошкольников

Информация о педагогике » Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников » Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно ролевыми играми дошкольников

Страница 3

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть».

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников.

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такая позиция взрослого – это гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще, и возникновения у него интереса к любой тематике.

Исследователи отмечали, что воспитатель в дошкольном учреждении в силу ограниченности своих возможностей не в состоянии обеспечить детям такой объем совместной игры, который позволил бы им в ходе постепенного накопления и обобщения конкретного игрового опыта, овладеть теми или иными игровыми умениями. Иначе говоря, воспитатель не может воспроизвести в своей деятельности естественный механизм передачи детям игровых умений, как это осуществляется в разновозрастной группе.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятным. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка. Однако, чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращался к партнеру- сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. Пояснять свои игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры – задача непростая, даже для старших дошкольников. Поэтому, творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться лишь в небольших группах детей.

3. Третий принцип организации сюжетно – ролевой игры : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова указывали, чтобы втягивать в игру детей, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. При этом взрослый должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект не закон для всех, а лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре дети сразу же начнут обнаруживать свои желания, не совпадающие с готовым проектом.От сюжета зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующихся воздействий. Воспитатель должен свободно оперировать элементами сюжета, событиями, персонажами ( ролями ), действиями, уметь развертывать сюжет, само строение которого облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.

Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной игры недопустимы со стороны взрослого принуждение, диктовки тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной).

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова разработали возрастные этапы развития сюжетно – ролевой игры:

3 – 4 года. Роль осуществляется фактически, но не называется.

Сюжет состоит из двух действий, а воображаемую ситуацию удерживает взрослый. 4 – 5 лет. Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль. Сюжет из 3-4 взаимосвязанных действий, дети сами самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

5 – 6 лет. Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Какие стороны работы университета требуют совершенствования
Накануне Нового года президент Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Документ предусматривает сокращение численности сотрудников органов внутренних дел до 1 января 2012 года на 20%. В связи с этим некоторые СМИ сообщи ...

Формирование оценочной шкалы тестового контроля
Шкала—средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочения их в определенную систему чисел, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочения каждому элементу совокупности наблюдаемых эмпирических данных — результату ...

Факультативный курс для учащихся 8 класса по теме «Четырехугольники на плоскости»
Разработанный факультативный курс способствует формированию познавательного интереса учащихся к математике, развитию их логического и аналитического мышления, математической интуиции. При его изучении внимание школьников акцентируется на практическое применение свойств и теорем в повседневной жизни ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru