Методологические основы трудового воспитания старших дошкольников в специальных дошкольных учреждениях

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Методологические основы трудового воспитания старших дошкольников в специальных дошкольных учреждениях

Страница 4

Умственно отсталые дети получали четкие указания по уходу за животными, ибо они ответственны за состояние растений и животных, за порядок.

При всей трудоемкости содержания в чистоте и порядке уголка природы это дело чрезвычайно нужное. Ведь наличие уголка природы позволяет приблизить детей, особенно если они живут в городе, к неведомому им животному миру, сформировать у них гуманные чувства.

Трудовое воспитание умственно отсталых дошкольников старшего возраста должно быть принято во внимание при оценке коррекционно-воспитательной работы, проводившейся всем педагогическим коллективом группы на протяжении обучения детей.

Дошкольники старшего возраста должны уметь: договариваться о совместных делах; знакомиться и дружить со сверстниками и младшими детьми; проявлять заботливые чувства по отношению к малышам, дарить им подарки; помогать в бытовых делах, иметь чувство ответственности за порядок не только в своей группе, но и в детском доме; стремиться участвовать в общих делах; не только испытывать благодарность к окружающим их взрослым на словах, но проявлять ее в конкретных поступках, выражать желание оказывать помощь.

Если на протяжении предшествующих лет с детьми проводилась всесторонняя кропотливая работа, то в старшем дошкольном возрасте они оказываются способными к выполнению более сложных обязанностей по самообслуживанию; самостоятельно и аккуратно есть, пользуясь столовыми приборами и салфеткой, правильно, в достаточно быстром теме раздеваться и одеваться. Необходимо, чтобы дети научились убирать за собой постель (только в случае необходимости прибегая к помощи взрослого). Мы приучали умственно отсталых дошкольников следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком и расческой, замечать перед зеркалом неполадки в своем внешнем облике. Необходимо сформировать привычку быть подтянутым, аккуратно и чисто одетым. Следует отметить, что у тех воспитателей, которые требовательны и внимательны к внешнему облику детей, культуре их поведения в повседневном быту, детский коллектив выглядит в целом гораздо более благоприятно, вызывает к себе всеобщее расположение. Привитые детям навыки культурного поведения сглаживают их интеллектуальную недостаточность, специфические личностные особенности поведения.

Как указывается в программе "Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста", занятия по труду проводятся в старшей и подготовительной группах трижды в неделю: два из них посвящаются ручному труду, одно—хозяйственно-бытовому. В группах вводятся обязательные дежурства детей. По сравнению с отдельными поручениями дежурства являются более сложной формой организации детской трудовой деятельности. Они предъявляют к умственно отсталому ребенку самые разнообразные требования: уметь сосредоточиться на выполнении задания, удержать в памяти последовательность выполнения конкретных дел, уметь договориться с товарищем о их распределении. Дежурство приучает детей к большей самостоятельности, формирует у них чувство ответственности за порученное дело.

Вводить дежурства следует постепенно. Вначале мы назначали наиболее сильных, ловких детей дежурными по столовой: их работа являлась своеобразным образцом для всех остальных. Перед детьми выдвигается только одна, достаточно конкретная задача: помочь няне накрыть на стол. Дежурные раздают приборы, ставят хлебницы, салфетницы. Наблюдая за тем, как дети выполняют свои обязанности, мы в случае необходимости помогали им. После того как дети завершают работу, обязательно надо подчеркнуть, как необходимо все то, что они делали.

В процессе руководства дежурствами мы обучали детей заранее планировать предстоящую работу, сосредоточиваться на ней, не отвлекаясь на посторонние дела. Для этого необходимо приучать детей вслух намечать этапы предстоящей работы: "Сначала нужно убрать со столов посуду, отнести ее, потом вытереть столы и разложить на них карандаши и бумагу". Наблюдая за тем, как дети осуществляют намеченные действия, мы в случае необходимости поправляли их, напоминали об обязанностях дежурных. Иногда приходится наблюдать, как дети, получив ответственное задание, начинают нервничать, суетиться, забывают о конечной цели. В таких случаях взрослый должен обязательно прийти к ребенку на помощь, успокоить, наметить последовательность дел. Особенно нуждаются в поддержке и одобрении нерешительные, пассивные дети. Трудности в поведении порой лишают их уверенности в своих силах, порождают своеобразный страх перед самостоятельной работой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Психологические основы творчества личности
Творческая личность, творческий человек, творец - эти слова очень часто употребляются не только в научной среде, в учебном процессе, но и в бытовой лексике. Это понятие небезразлично для каждого из нас, в какой-то мере оно применимо к каждому из нас. Родители и учителя хотят видеть в своих детях, в ...

Психологическая готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи
Переход к начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников: 80 - 90 % детей 6 - 7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18 - 20 % имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья, одним из к ...

Причины, приводящие к социально-психологической дезадаптации младших подростков
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается рядом специфических о ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru