Методологические основы трудового воспитания старших дошкольников в специальных дошкольных учреждениях

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Методологические основы трудового воспитания старших дошкольников в специальных дошкольных учреждениях

Страница 4

Умственно отсталые дети получали четкие указания по уходу за животными, ибо они ответственны за состояние растений и животных, за порядок.

При всей трудоемкости содержания в чистоте и порядке уголка природы это дело чрезвычайно нужное. Ведь наличие уголка природы позволяет приблизить детей, особенно если они живут в городе, к неведомому им животному миру, сформировать у них гуманные чувства.

Трудовое воспитание умственно отсталых дошкольников старшего возраста должно быть принято во внимание при оценке коррекционно-воспитательной работы, проводившейся всем педагогическим коллективом группы на протяжении обучения детей.

Дошкольники старшего возраста должны уметь: договариваться о совместных делах; знакомиться и дружить со сверстниками и младшими детьми; проявлять заботливые чувства по отношению к малышам, дарить им подарки; помогать в бытовых делах, иметь чувство ответственности за порядок не только в своей группе, но и в детском доме; стремиться участвовать в общих делах; не только испытывать благодарность к окружающим их взрослым на словах, но проявлять ее в конкретных поступках, выражать желание оказывать помощь.

Если на протяжении предшествующих лет с детьми проводилась всесторонняя кропотливая работа, то в старшем дошкольном возрасте они оказываются способными к выполнению более сложных обязанностей по самообслуживанию; самостоятельно и аккуратно есть, пользуясь столовыми приборами и салфеткой, правильно, в достаточно быстром теме раздеваться и одеваться. Необходимо, чтобы дети научились убирать за собой постель (только в случае необходимости прибегая к помощи взрослого). Мы приучали умственно отсталых дошкольников следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком и расческой, замечать перед зеркалом неполадки в своем внешнем облике. Необходимо сформировать привычку быть подтянутым, аккуратно и чисто одетым. Следует отметить, что у тех воспитателей, которые требовательны и внимательны к внешнему облику детей, культуре их поведения в повседневном быту, детский коллектив выглядит в целом гораздо более благоприятно, вызывает к себе всеобщее расположение. Привитые детям навыки культурного поведения сглаживают их интеллектуальную недостаточность, специфические личностные особенности поведения.

Как указывается в программе "Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста", занятия по труду проводятся в старшей и подготовительной группах трижды в неделю: два из них посвящаются ручному труду, одно—хозяйственно-бытовому. В группах вводятся обязательные дежурства детей. По сравнению с отдельными поручениями дежурства являются более сложной формой организации детской трудовой деятельности. Они предъявляют к умственно отсталому ребенку самые разнообразные требования: уметь сосредоточиться на выполнении задания, удержать в памяти последовательность выполнения конкретных дел, уметь договориться с товарищем о их распределении. Дежурство приучает детей к большей самостоятельности, формирует у них чувство ответственности за порученное дело.

Вводить дежурства следует постепенно. Вначале мы назначали наиболее сильных, ловких детей дежурными по столовой: их работа являлась своеобразным образцом для всех остальных. Перед детьми выдвигается только одна, достаточно конкретная задача: помочь няне накрыть на стол. Дежурные раздают приборы, ставят хлебницы, салфетницы. Наблюдая за тем, как дети выполняют свои обязанности, мы в случае необходимости помогали им. После того как дети завершают работу, обязательно надо подчеркнуть, как необходимо все то, что они делали.

В процессе руководства дежурствами мы обучали детей заранее планировать предстоящую работу, сосредоточиваться на ней, не отвлекаясь на посторонние дела. Для этого необходимо приучать детей вслух намечать этапы предстоящей работы: "Сначала нужно убрать со столов посуду, отнести ее, потом вытереть столы и разложить на них карандаши и бумагу". Наблюдая за тем, как дети осуществляют намеченные действия, мы в случае необходимости поправляли их, напоминали об обязанностях дежурных. Иногда приходится наблюдать, как дети, получив ответственное задание, начинают нервничать, суетиться, забывают о конечной цели. В таких случаях взрослый должен обязательно прийти к ребенку на помощь, успокоить, наметить последовательность дел. Особенно нуждаются в поддержке и одобрении нерешительные, пассивные дети. Трудности в поведении порой лишают их уверенности в своих силах, порождают своеобразный страх перед самостоятельной работой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Анализ и описание контролирующего эксперимента
Реализуя программу формирующего эксперимента мы сделали вывод о том, что благодаря занятиям ритмопластикой, дети старшего дошкольного возраста стали более уверенными в себе, самостоятельными. Это объясняется нами формированием у старших дошкольников экспериментальной группы более высокого уровня ра ...

Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическое воспитание детей раннего возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми путем исследований, охватывающих многообразные стороны физического воспитания ребенка и особенно формирования его двигательных навыков. Таким образом, теория физического воспитания детей д ...

Психолого-педагогические основы творческой активности детей старшего дошкольного возраста
Определяя влияние устного народного творчества на формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста, мы обратились к философским работам по проблемам творческой активности и художественного творчества (Е.А.Ануфриев, Ю.Б.Борев, Ю.Ф.Бухалов, Г.Л.Ермаш, А.И.Лилов, Я.А.Пономарёв и ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru