Методологические основы трудового воспитания старших дошкольников в специальных дошкольных учреждениях

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Методологические основы трудового воспитания старших дошкольников в специальных дошкольных учреждениях

Страница 5

Наряду с дежурством по столовой мы вводили дежурство по спальне, в уголке живой природы. Содержание и объем обязанностей дежурных каждый раз определялось исходя из индивидуальных возможностей детей, необходимости коррекционного воздействия на их психическое развитие. У одних детей дежурство может состоять в выполнении одного-двух заданий, у других — более сильных — из целого ряда обязанностей. Каждый раз, назначая на дежурство, мы выясняли, как ребенок представляет себе последовательность работы, какие материалы и инструменты нужны для ее выполнения. В ходе дежурства происходит своеобразная смена позиции- он отвечает за порученное дело, к нему за помощью обращается взрослый. Это несомненно повышает авторитет ребенка в собственных глазах, он начинает чувствовать себя более уверенно.

Воспитанникам старшей и подготовительной групп следует прививать самостоятельность, стремление содержать свои вещи в надлежащем порядке, вовремя устранять возникший беспорядок: почистить одежду и обувь, пришить пуговицы, починить игрушки и книги. Обязательно следует объяснять умственно отсталым дошкольникам, что в каждый предмет обихода вложен большой человеческий труд

Для того чтобы повысить у детей интерес к хозяйственно-бытовому труду, развить и укрепить в них хозяйское отношение к своему дому—детскому саду, нужно всемерно привлекать их к повседневному, не регламентированному (как на занятии) труду. Во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убрать посуду, по окончании занятий убирают пособия и материалы на место, моют кисточки и стаканчики, стирают тряпочки и т. п. Обязательно старшие дошкольники принимают участие в еженедельной уборке группового помещения: протирают мебель, моют игрушки, подметают пол и т. д. Мы давали каждому из детей посильные задания и следит за ходом их выполнения, напоминая о необходимости соблюдать правило: каждой вещи — свое место.

В трудовом воспитании детей старших групп особое значение имеет их совместный со взрослыми труд. Так, к примеру, во время смены постельного белья няня может поручить им надеть чистые наволочки, постелить простыни, заправить постели. Вероятнее всего, в ходе выполнения этих поручений у детей могут возникнуть затруднения, тогда они прибегают к помощи взрослых. Привлекая детей к совместному труду, необходимо учитывать их индивидуальные склонности, помнить о различной направленности интересов мальчиков и девочек.

Возросшие возможности умственно отсталых дошкольников позволяют привлекать их к разнообразному труду в природе" вскапыванию почвы, посеву семян, уходу за растениями. Подготовка к работам на огороде или в цветнике должна начинаться задолго до привода туда детей.

Труд в природе должен приобщить умственно отсталых дошкольников к сельскохозяйственным работам, воспитать положительное отношение к труду, уважение к людям труда. Если дошкольное учреждение находится в сельской местности, необходимо провести экскурсии на поле, на ферму, на птичник, где показать и объяснить детям основные трудовые процессы, раскрыть важность и значимость труда людей, занятых сельским хозяйством. По возможности следует показать и рассказать детям, как работают люди в поле, как сеют и выращивают хлеб, овощи. Экскурсию в сад можно совместить хотя бы с минимальным участием в общем со взрослыми труде.

В условиях городского детского сада надо дать детям самые простые и содержательные представления о том, что благодаря труду колхозников создаются те самые продукты питания, без которых человек не может обходиться. (Кое-где умственно отсталые дошкольники живут в полном неведении о том, откуда берутся самые обычные продукты питания. Искаженные поверхностные представления об окружающем приводят детей к заключениям типа: сосиски растут на дереве, а сахар делают из конфет.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией
Речевое дыхание ринолаликов неправильно. Их произношение строится на толчкообразных движениях воздушной струи через нос. Расходуется при этом очень много воздуха и ребенку приходится набирать снова воздух в легкие. Вдох у ринолалика достаточно глубокий и полный, но выдох, в связи с дефектом, очень ...

Анализ результатов опытно-практической работы по определению форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Цель: произвести анализ результатов формирующего этапа опытно-практической работы по определении форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков. Итак, повторная диагностика показала положительную динамику по критерию "способность прилагать ...

Школа и семья как факторы, влияющие на особенности современного детства
В наши дни часто приходится слышать высказывания, что «дети нынче пошли невыносимые, а вот в наше время» . Причем многие обвиняют в этом телевизор. Проблема суицида среди подростков – виноват телевизор . Дети жестокие, дерутся – опять виноват телевизор . Чего только ни приходится слышать в адрес со ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru