Методологические основы трудового воспитания старших дошкольников в специальных дошкольных учреждениях

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Методологические основы трудового воспитания старших дошкольников в специальных дошкольных учреждениях

Страница 6

Важнейшим аспектом трудового воспитания умственно отсталых дошкольников старшего возраста является формирование положительного отношения к труду взрослых. Особое внимание должно быть уделено ознакомлению с трудом людей равных профессий. Умственно отсталые дошкольники способны понимать, что делают люди различных специальностей, какими орудиями труда они пользуются, в чем состоит общественно полезная ценность их труда. Вместе с тем знания эти усваиваются ими только в процессе комплексной педагогической работы. Для создания у дошкольников-олигофренов содержательных и четких представлений о труде взрослых недостаточно проведения только одних экскурсий ознакомительного характера. В этом случае у детей подчас не возникает должного эмоционального отношения к труду, они не ощущают того, что любая работа требует затраты человеческих сил. В ряде случаев необходимо организовывать совместный труд детей со взрослыми. Своевременное включение умственно отсталого ребенка в посильный труд ведет к преодолению расхождения между биологическим и социальным планом развития. Это расхождение, как указывал Л. С. Выготский, составляет наиболее характерную черту развития аномального ребенка, и на максимальное сглаживание его должна быть направлена коррекционно-воспитательная работа.

На занятиях по ручному труду дети продолжают знакомиться с различными материалами и их свойствами, учатся использовать простейшие Орудия при изготовлении игрушек, и поделок. Для этого необходимо иметь в группе специальный набор инструментов, которыми дети постепенно учатся работать: ножницы с затупленными концами, шило с короткой колющей частью, дырокол. Мы заранее подготавливали все необходимые материалы, подбирая их в зависимости от темы занятия. Хранятся эти материалы в шкафах так, чтобы дети не могли пользоваться ими вне работы.

На занятиях по ручному труду старшие дошкольники, помимо игрушек и поделок из бумаги, природных и бросовых материалов, учатся мастерить атрибуты для игр - драматизаций: делают детали костюмов для различных персонажей, раскрашивают их, наклеивают картинки, на которых изображены заяц, белка, лиса. С большим интересом дети готовят принадлежности для сюжетно-ролевых игр, обсуждают, как и в каких ситуациях их можно использовать. Для малышей воспитанники старших групп мастерят сувениры, елочные игрушки, подарки к дням рождения.

Проводя занятия по ручному труду с дошкольниками старших групп, мы учили детей планированию предстоящей работы, правильному подбору нужных материалов и инструментов. Особенно требователен он к завершению детьми начатого дела. Часто из-за какой-либо неудачи ребенок теряет интерес к заданию и прекращает его выполнять. Мы должны проанализировать, в чем причина трудностей: слабое владение навыком работы с инструментами или отсутствие интереса к результату. Как правило, отказ ребенка от выполнения задания обусловлен слабым владением конкретными навыками. Требуется неоднократное повторение с детьми одних и тех же операций, применение различных приемов. Разнообразя тематику занятий, мы постепенно добивались того, что дети начинали достаточно умело пользоваться ножницами, применяют для соединения деталей различные материалы. Особого внимания требует обучение детей работе с деревом. Только при применении индивидуального подхода удается научить детей пользоваться детским молотком, клещами, сколачивать деревянные заготовки, хотя трудности моторного, двигательного характера дети испытывают на протяжении длительного времени.

При организации ручного труда не всегда соблюдается мера в отношении длительности занятий, тогда как дети с органическим поражением центральной нервной системы нуждаются в дозированных нагрузках при организации с ними занятий, требующих физического напряжения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Авторский проект образовательной программы
Практика является составной частью образовательного процесса в высших учебных заведениях культуры и искусства по специальности «Народное художественное творчество» и способствует реализации студентами приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Программа состоит из двух разд ...

Трудовое воспитание нормально развивающихся детей дошкольного возраста
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...

Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ
Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru