В соответствии с используемой методикой по каждому из 10 факторов был подсчитан коэффициент значимости (К. З). Он определялся по следующей формуле:
где N - объем выборки, n+ - количество опрошенных, отметивших данный фактор в колонке А, n - количество опрошенных, указавших данный фактор в колонке Б.
Полученные данные были сведены в таблицу 6 .
Невысокие коэффициенты значимости в данном случае (при данной методике они могут изменится от - 1 до +1) свидетельствуют о сложности ситуации с оценкой факторов действующих в области воспитания патриотизма.
При отсутствии не высказавших свое мнение по данному вопросу (все опрошенные сделали выбор из предложенного) экспериментами отмечается как естественная в нормальном государстве значимость патриотизма, так и аномальное положение при котором патриотические качества офицерства должным образом не оцениваются в обществе.
В данном случае низкие коэффициенты значимости факторов (близкие к 0) не означают его незначимости, напротив, подчеркивая аномальность ситуации, подвигают к научному осмыслению ее последствий для будущего ВС РФ.
Как уже отмечалось, к числу важных условий эффективности системы воспитания патриотизма относится учет социальных и этнических особенностей воспитуемых.
Замер значимости социальных и этнических факторов для эффективности функционирования системы воспитания патриотизма производился путем подсчета распределения курсантов, обладающих качествами, относящими их к одной из групп по развитости патриотизма к общему числу лиц конкретного социального происхождения, этнической идентификации, семейного положения и места проживания.
При проведении исследования влияния социальных и этнических факторов на эффективность патриотического воспитания мной было опрошено 250 курсантов 1-5 курсов.
Влияние социальных и этнических факторов демонстрируют сведения обобщенные в представленной ниже таблице 7 (см. приложение 9).
Очевидно, что наибольшее влияние на эффективность системы воспитания патриотизма оказывают социальные и этнические факторы.
Патриотические ориентации курсантов, как было выявлено, существенно влияют на качество успеваемости.
Опрос 185 курсантов 3 курса в феврале 2011 года продемонстрировал указанную выше зависимость.
Таким образом, формирование патриотических качеств воспитуемых положительно влияет на качество обучения. Этим на практике обеспечивается единство обучения и воспитания. В ходе первого, при рациональной организации учебы достигается воспитательный эффект. В свою очередь воспитание патриотизма повышает качество учебы курсантов.
Отдельно следует рассмотреть влияние непрограммируемых воздействий среды на эффективность системы патриотического воспитания.
В 2010 году мной было опрошено 100 курсантов самоопределивших себя к одной из трех наиболее многочисленных групп, условно отнесенных мной к "патриотам-государственникам", "патриотам корпоративистам" и "патриотам регионалистам" (условно ПГ, ПК и ПР). Данные опроса приводятся в таблице 10.
В числе оказываемых наибольшее воздействие на эффективность системы воспитания патриотизма респондентами были названы антивоенная пропаганда в СМИ-70,2% опрошенных, рост наркомании и преступности 86,2%, бездуховности российской культуры 67,2%. Сказанное подтверждает необходимость специального компонента системы воспитания патриотизма минимизирующего непрограммируемые негативные влияния среды.
Напомню, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы делятся здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения; чем внешние отрицательные мотивы.
Педагогические заметки:
Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическое воспитание детей раннего возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми путем исследований, охватывающих многообразные стороны физического воспитания ребенка и особенно формирования его двигательных навыков. Таким образом, теория физического воспитания детей д ...
Интеллектуальные игры в обучении старшекласников
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учёными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. До сих пор в теории и практике существуют полярные точки зрения – от полного отрицания содержания воспитательной роли в игровой деятельности до крайнего её преувеличения ...
Методология, методы и логика педагогического исследования
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в наукове ...