Специфика работы по воспитанию звуковой стороны речи

Страница 2

1. Подготовительный этап. Основная цель его – включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач. Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятии: педагог должен установить с ребенком доверительные отношения. Расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, а иногда и боязнь встреч с незнакомцами. От логопеда требуется особая тактичность, доброжелательность. Общение с ребенком должно осуществляться без официальности и излишней строгости.

Важной является задача формирования производных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкцию логопеда, активно включаться в общение.

В задачи этапа входят также развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

К специальным задачам относятся: умение опознавать и различать фонемы и формирование артикуляционных умений и навыков.

2 этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звуков на специально подобранном речевом материале. Конкретной задачей является постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференциация).

Необходимость решения указанных задач в процессе логопедической работы вытекает из закономерностей онтогенетического овладения произносительной стороной речи.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его - сформировать ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуковой речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко применяются тексты, а не отдельные слова, используются различные формы и виды речи, творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше всего подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает его частотность в повседневной речи.

В статье «Логопедическая работа в детском саду» Т. Б. Филичева и Г. В.Чиркина предлагают начинать исправление недостатков звукопроизношения с развития фонематического восприятия. «Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произнесение. Вот почему, если при логопедическом обследовании устанавливается нарушение фонематического слуха, то, прежде всего, следует начинать работу по его развитию. Развитие фонематического восприятия проводится в игровой форме. Начинается эта работа с материала неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми, и те, которые вновь ставятся. Кроме того, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной». И то, и другое, по словам О. Правдиной, приобретается на основе выработки дифференцированного торможения в речи в самых разнообразных условиях.

Так М. Г. Генинг и Н. А. Герман, Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева и многие другие ученые делят логопедическую работу по развитию у детей умения дифференцировать фонемы на шесть этапов, на каждом из которых происходит развитие определенных способностей. А начинается эта работа на материале неречевых звуков.

1. узнавание неречевых звуков – у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки с помощью специальных упражнений и игр, происходит развитие слухового внимания и памяти;

2. различение одинаковых слов, фраз, и звуков по высоте, силе и тембру голоса – дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса в одних и тех же словосочетаниях и словах;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. дифференциация слогов;

5. дифференциация фонем;

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Повышение художественных знаний и практических умений
Профессиональная и общекультурная подготовка, полученная в педагогическом училище,— основа, которую в последующем необходимо обогащать знаниями в области искусства, умениями и навыками в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Важно углублять знания и по методике руководства изобразительной ...

Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт
Для успешного осуществления обучения как важного средства развития и формирования лич­ности необходимо хорошо уяснить себе: чему надо учить школьников, чем они должны овладевать в процессе учебной работы. Но поскольку обучение направле­но на образование личности и органически связано с ним, то, ест ...

Понятие и сущность социально-психологической дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов
дезадаптация социальный подросток педагог Одной из серьезных проблем переходного этапа развития общества является проблема детей и подростков, требующая разработки и внедрения новых социально-педагогических технологий, позволяющих совершенствовать процесс их социальной адаптации для обеспечения рав ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru