Воспитание как общественное явление принимает конкретные формы под влиянием педагогических идей, выдвигаемых и развиваемых в ту или иную историческую эпоху, поэтому оно во многом отражает результаты деятельности педагогов и просветителей.
Появление педагогики было вызвано потребностью в более эффективном воспитании подрастающих поколений. Выделение педагогики как специальной науки связано с необходимостью осмыслить уже накопившийся опыт воспитания детей, вывести из него определенные закономерности, найти наилучшие организационные формы, а также создать правила и руководства по воспитанию подрастающего поколения.
Обобщение опыта воспитания, несомненно, происходило даже в первобытном обществе, когда начали складываться определенные формы поведения, связанные прежде всего с ритуалами и обрядами, взаимоотношения старших и младших.
Педагогика как научная дисциплина начала формироваться в рабовладельческом обществе. Когда воспитание стало играть заметную роль в жизни общества, стали создаваться специальные учебно-воспитательные учреждения, где особые лица должны были обеспечивать более планомерную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к жизни. Для выполнения этих обязанностей от воспитателей требовались педагогические умения и специальные знания. В чем же должны были заключаться эти знания и умения, отражающие обобщение уже накопленного опыта воспитания? Как и на что нужно было ориентироваться воспитателю в своей работе по формированию личности человека, подготовке его к жизни? Какие нужны учреждения для осуществления целенаправленного воспитательного воздействия на подрастающее поколение? Ответы на эти вопросы и должна была дать педагогическая наука.
Педагогическая мысль стала оформляться вначале в виде отдельных суждений и высказываний о содержании и задачах воспитания, об отношении учащихся к учителю и нормах поведения; затем эти суждения и высказывания стали приобретать характер обобщений. Истоки теоретической педагогической мысли следует искать в недрах философии, которая с давних времен была известна как наука, занимающаяся осмыслением жизни, поиском ответов на вопросы о цели существования человека, его роли и месте в обществе, о подготовке к осуществлению своего назначения в жизни.
Философская мысль в рабовладельческом обществе получила значительное развитие. Стройные философские системы были созданы Сократом, Платоном, Аристотелем, Демокритом. В их системах значительное место отводилось воспитанию, выдвигались предложения о его совершенствовании.
Педагогические заметки:
Формирование оценочной шкалы тестового контроля
Шкала—средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочения их в определенную систему чисел, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочения каждому элементу совокупности наблюдаемых эмпирических данных — результату ...
Понятие «игровой метод» в обучении иностранному языку
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, такие как Эльконин Д.Б., Стронин М.Ф., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Д.Б. Эльконина, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на то, что игровая деятельность на уроке ...
Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...