Планировка учебной мастерской

Страница 1

Планировка – это расположение оборудования, средств оснастки и обучения в помещении учебной мастерской.

Устройство мастерских подчиняется в первую очередь учебно-воспитательным целям. Площадь и санитарно-технические нормы учебно-производственных мастерских устанавливаются нормативами в зависимости от профессий, которым обучают в училище. Существуют общие требования, предъявляемые к планировке учебных мастерских:

• учебно-производственные мастерские должны быть приспособлены для проведения занятий по соответствующей программе производственного обучения и в соответствии с операционно-комплексной системой;

• каждое отделение по площади и количеству оборудования рассчитывается на одновременное обучение одной группы учащихся численностью 25 или 12-15 человек в зависимости от профессии;

• мастерские должны быть приспособлены для общегруппового (фронтального обучения);

• если мастерская рассчитана на одновременное обучение нескольких групп, участки отделяют друг от друга, чтобы закрыть проход через рабочую зону учебной группы. Этим создают необходимые условия для проведения мастером производственного обучения занятий со всей группой;

• в учебных мастерских создают самостоятельные отделения с учетом специфики каждой профессии, а также инструментальные и материальные кладовые и т.д.;

• отделения, связанные между собой технологическим процессом, следует размещать ближе друг к другу;

• мастерские, работа которых связана с выделением большого количества газов, пыли или сопряжена с большим шумом или опасностью травматизма полностью изолируется;

• мастерские оснащаются необходимыми средствами обучения, ТСО, производственными характеристиками, перечнями учебно-производственных работ, инструкциями по охране труда и техники безопасности, которые развешиваются или устанавливаются в период изучения данной темы программы;

• в мастерских на видное место помещают аптечку с медикаментами для оказания первой медицинской помощи;

• мастерские должны быть оснащены закрывающимися ящиками для сбора использованного обтирочного материала, обрезков;

• обязательно наличие необходимого противопожарного инвентаря.

Площади, подбор и расстановка оборудования определяются главным образом необходимостью обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков по всем основным видам работ, предусмотренным учебными программами. Принимаются в расчет решения, позволяющие по мере необходимости без значительных материальных затрат проводить перепланировку и переоборудование помещений.

Планировка учебных мастерских предусматривает наиболее рациональное размещение и компоновку по функциональным признакам оборудования, технологической и организационно-технической оснастки (оргтехоснастки), микропроцессорной техники, инвентаря, инженерных сетей и средств производственного обучения. Планировочные решения производятся с таким расчетом, чтобы они обеспечивали фронтальность обучения и осуществление на практике принципов операционно-комплексной системы.

При учебно-производственных мастерских предусматриваются санитарно-бытовые помещения и устройства: гардеробные, умывальники, душевые, уборные.

Приступая к планировке учебно-производственной мастерской необходимо учитывать:

• перечень оборудования, приспособлений, инструментов для оснащения учебной мастерской в соответствии с программой производственного обучения;

• экономное использование и соответствие площадей строительным нормам и правилам;

• требования положений технологического проектирования предприятий соответствующих отраслей с учетом установки оборудования, используемого для учебных целей;

• нормативы по планировке и комплексному созданию оптимальных условий учебно-производственной среды;

• размещение специализированных мастерских по принципу прямоточности;

• оснащение рабочих мест оргтехоснасткой и производственной мебелью на принципиально новой основе из унифицированных элементов;

• особенности размещения оборудования, возможности его перемещения при изготовлении новой продукции, изменении учебной программы или технологического процесса;

• создание резерва учебного оборудования для обеспечения планово- предупредительного ремонта и замены его в аварийных ситуациях (1—3 единицы на каждую мастерскую);

• возможность дистанционного управления оборудованием, установки робототехники, поточных линий и технических средств обучения;

• зону досягаемости рук учащихся в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Оборудование в учебной мастерской размещают так, чтобы обеспечивался доступ к разнообразным средствам информации. Рациональная организация производственного обучения предусматривает компоновку оборудования в мастерских по функциональным зонам. В соответствии с основными элементами урока, учебным и технологическим процессом, а также по санитарно-гигиеническим требованиям в учебной мастерской выделяют зоны:

- инструктажа;

- основного учебного оборудования;

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Педагогические условия совершенствования трудового воспитания в современной семье
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества. Содержанием трудового сознания является производственный опыт: п ...

Характеристика особенностей подросткового возраста
Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства. Вступление в мир взрослых. Первый из этих моментов с ...

Самообразование
Не зависимо от поля деятельности, каждый человек занимается самообразованием. Цели его диктуются общественным развитием, ведь важно не отставать в практике от теории своей профессиональной деятельности. При самообразовании педагог повышает свою квалификацию без предварительно созданных программ и с ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru