Специфика работы по воспитанию звуковой стороны речи

Страница 3

6. развитие навыков элементарного звукового анализа – начинается с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова.

Таким образом, различение звуков устанавливается в следующей последовательности:

· сначала появляются дифференцировки наиболее далеких звуков, т.е. принадлежащих к разным фонематическим группам (м-ш, р-с и т. п.);

· затем становятся возможными более тонкие дифференцировки – различение звуков, принадлежащих к одной фонематической группе (ш-с, п-б и т. д.).

При этом следует иметь в виду, что работа над дифференциацией звуков может быть начата только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании.

Итак, развитие речи – одна из первостепенных задач развития личности, самым тесным образом связанная с познанием окружающего мира. Родной язык является средством овладения знаниями в последующем школьном обучении.

Еще в сочинениях Я. А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, М. В. Ломоносова и А. И. Радищева указывалось на то, что разум и речь – то, что прежде всего отличает нас от животных. «Не будь слова, едва были бы мы не хуже диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням», - писал М.В. Ломоносов.

Звуковая культура речи является частью общеречевой культуры. Наиболее полно понятие звуковой культуры речи, раскрываtтся в работах О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. И. Максакова, М. Ф. Фомичевой и многих других ученых.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Таким образом, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше и многие другие ученые отводят большую роль формированию фонематического восприятия, пособности воспринимать звуки речи. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, обеспечивающего дальнейший переход к обучению грамоте .

В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.

Исходя из анализа материалов последних лет, проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Более того, воспитание звуковой культуры речи, как основы грамотности, является общественно значимой проблемой, остро стоящей перед педагогами дошкольных учреждений.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Изменения показателей физической подготовленности школьников 5-6 классов
Результаты тестирования юношей и девушек 5-6 классов, занимающихся физической культурой по разработанной (экспериментальная группа) и обычной (контрольная группа) программе приведены в 1, 2, 4 и 5 таблицах. Из представленных данных следует, что исходный уровень физической подготовленности примерно ...

Средства и методы коррекции нарушений осанки
По данным НИИ у 40-80 % подростков, на сегодняшний день, выявлено нарушение осанки. Между нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет общей границы. На осанку негативно влияют неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические о ...

Учебник как основное средство использования наглядности при обучении русскому языку
Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д. Средства обучени ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru