Социально-педагогические условия эффективности патриотического воспитания

Информация о педагогике » Условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих » Социально-педагогические условия эффективности патриотического воспитания

Страница 4

Образцом стихийной оптимизации компонентов системы воспитания военнослужащих стал некоторый опыт чеченской кампании. Из существующих воспитательных структур командование вынуждено было создавать справочно-информационные, юридические центры, фронтовые концертные бригады, центры психологической реабилитации и комнаты психологической разгрузки. Возросло значение женской общественности.

В СибВО данный опыт был осуществлен с санкции командующего округом генерал-полковника В.А. Копылова. Именно он обеспечил единую направленность деятельности воспитательных структур в трудных для войск 1994-1996 годах. Сделав ставку на идею государственного патриотизма, он этим самым придал общий вектор деятельности подсистем воспитания. Результатом стала стабилизация воинских коллективов в это трудное для страны и армии время, когда военнослужащим на 4-6 месяцев задерживали выплату денежного довольствия. В конце 1994 года сибирские части достойно воевали в Чечне.

Исследование, проведенное мной, свидетельствует, что даже создание благоприятных социально-педагогических условий в сфере воспитания не гарантирует его эффективности. Необходимо обеспечить позитивные перемены в системе смысложизненных ориентаций военнослужащих. Их направленность во многом определяет продуктивность восприятия патриотических ценностей, норм поведения и вектора практических действий воспитуемыми.

Современное состояние мировоззренческо-смысловой сферы военнослужащих свидетельствует о переживаемом ими духовном кризисе.

Снижение патриотических мотиваций, коммерциализация военно-служебных отношений, выход на передний план материальных мотиваций к службе объективно подтверждают сказанное. К негативным последствиям данного факта можно отнести снижение служебной активности офицеров, досрочное увольнение значительного их количества из ВС РФ, многие неуспехи в служебно-боевой деятельности на войне. В период реформ резко возросло число самоубийств среди офицеров. Проведенные опросы свидетельствуют об их приоритетной направленности на решение личных проблем, порой в ущерб служебным обязанностям.

Идеология по своей сути выражает интересы этого социума, делая человека его служителем. Она играет роль организующей общественную жизнь формы, побуждает людей действовать во имя общественного интереса, стимулирует (и направляет) поведение человека по нужному социуму вектору, интегрируя при этом действия индивидов, превращая их в содействие. Человек, лишенный идеологических установок, социально ущербен. Поэтому призывы к деидеологизации российского общества, составляющих его социумов и людей, антисоциальны, антигуманистичны и враждебны нам. Они ведут к дальнейшей атомизации общества.

Идеологические ценности человека резонно изучать не для анализа его индивидуальности, а в связи с его социальным статусом, выполняемыми социальными ролями, установлением меры его социализированности, адаптированности к нормам социумов, решением многих иных социологических вопросов.

Все предшествующие модели воспитания, существовавшие в мировой практике, несли на себе отпечаток этничности и социальной принадлежности воспитуемых.

Сегодня такое социальное расслоение - реальность современной России. "Элитарные" ВУЗы не только существуют, теория элиты и необходимости деления воспитания и образования на "элитарное" и "массовое" уже стала предметом дискуссии в российском политическом и научном "истеблишменте".

Как сегодня отражается "социальное" на эффективности системы воспитания российского общества вообще и системы патриотического воспитания военнослужащих в частности?

Современная динамика социальных перемен в России привела к тому, что многие представители новой политической элиты и, соответственно, их дети не стоят на государственно-патриотических позициях. Это было подмечено в ряде публикаций российской прессы в 90-е годы. Российская армия по составу солдатского элемента сегодня рабоче-крестьянская. В мотивациях на получение высшего военного образования ведущими становятся связанные с возможностью бесплатного получения высшего военного образования. В связи с ухудшением материального положения профессиональных военных со второй половины 90-х годов наблюдается устойчивый рост числа курсантов из семей офицеров.

Падение престижа офицерских профессий и изменение социального состава курсантской среды в пользу неимущих сословий отразилось на качестве курсантского материала, его общей образованности, нравах и обычаях в быту. При опросе генерал-полковником Квашниным весной 2000 года около 80 курсантов 2 курса Новосибирского ВОКУ, ни один из них не смог назвать даты образования на Руси централизованного государства. В ВВУЗах существуют наркомания, взаимные драки, имели место даже факты самовольного оставления места службы и расстрела сослуживцев. Современное социальное положение военнослужащих как социальной группы не способствует ее стабилизации. Мизерное денежное содержание за тяжелый, связанный с риском для жизни, труд, невозможность содержать семью, неразрешенность жилищных проблем приводит к стабильному недовольству их материальным положением и службой. Причем, как показывают данные приведенных выше источников число недовольных колеблется в 90-е годы в интервале от 60% до 90%.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Профессиональная деятельность и личность педагога
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, созда­ние ...

Описание игр и анализ результатов
Эксперимент обучения мы проводили на базе школы ««Эврика - Развитие». Эта школа работает по системе Эльконина - Давыдова. Особенностью этой системы являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не да ...

Понятие целостного педагогического процесса
Педагогический процесс — это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. Можно сформулировать и т ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru