Социально-педагогические условия эффективности патриотического воспитания

Информация о педагогике » Условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих » Социально-педагогические условия эффективности патриотического воспитания

Страница 6

Несмотря на современную моноэтничность воинских коллективов, именно поэтому сохраняется высокий уровень конфликтности на национальной почве. Так, в 2008 году 8% воинов отметили, что такие конфликты случаются часто, 21% - случаются редко и 21% затруднились с ответом. Сказанное свидетельствует об этническом характере национальных систем воспитания. Причем уровень идентификации русских отмечается большинством исследователей как крайне низкий. Так Ф.С. Файзуллин, А.Я. Зарипов и Ю.Г. Волков отмечают это по результатам проведенных ими исследований. Сказанное подтверждает В.В. Сметанников.

Подводя итог, следует отметить, что знание социального происхождения и жизненного пути воспитуемого необходимо учитывать в выборе конкретной методики и форм воспитательного воздействия, обращенного на него.

В разработке национального компонента содержания воспитания необходимо учитывать такие факторы этнического, как этническое самосознание, ментальность, традиции, обычаи и ритуалы каждого народа.

Учет этнопедагогических традиций как элементов духовно-нравственного наследия, связанного с воспитанием патриотизма военнослужащих России, обеспечивает поддержание эффективности системы воспитания патриотизма.

Выводы по второй главе.

1. Под социально-педагогическими условиями функционирования педагогических систем понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие их состояние и развитие. Среди них можно выделить общие и специфические условия, действующие на мега-, макро-, мезо - и микроуровнях.

2. К основным условиям обеспечения эффективности функционирования системы воспитания патриотизма военнослужащих российской армии относятся:

наличие общегосударственной идеологии и ценностей;

демократизация военно-служебных отношений;

учет социальных и этнических особенностей обучаемых;

гуманизация военной среды;

духовная реабилитация военных кадров;

оптимизация компонентов системы;

согласованность действий систем патриотического воспитания разного уровня;

минимизация негативных непрограммируемых влияний среды;

надежное управление компонентами системы и воспитательным процессом.

3. Гуманизация военно-служебных отношений является общей тенденцией в армиях развитых стран. Она включает в себя:

гуманизацию педагогического пространства;

формирование духовности воспитуемых;

личностную ориентацию процесса воспитания;

мотивацию на гуманные ориентации и поведение;

закрепление в сознании гуманистических ценностей на основе этнопедагогики;

преодоление экстремальности форм и методов воспитания и повседневной жизни военнослужащих;

Гуманизация военно-служебных отношений является необходимым условием повышения эффективности системы воспитания патриотизма военнослужащих Российской армии.

4. Адекватная мотивационная модель личности воспитуемого представляет собой необходимое условие действенности системы патриотического воспитания. Создание значимых материальных, политических, социальных и административных мотиваций для патриотического поведения личности существенно повышает эффективность его воспитания.

5. Системы воспитания социально и этнически обусловлены исторически. Этнические и социальные факторы относятся в сфере воспитания к определяющим, что требует их особого учета в педагогической практике по воспитанию патриотизма в системе высшего военного образования.

6. Среди прочих социально-педагогических условий эффективности системы воспитания патриотизма военнослужащих центральное место бесспорно принадлежит законодательному закреплению общегосударственной идеологии и ценностей.

Важность исследования места и роли патриотизма в смысложизненных ориентациях военнослужащих заключается в том, что патриотизм, как системное качество, духовная ценность общенационального уровня и чувство любви к Отечеству, значим не только в военное, но и в мирное время, обеспечивая устойчивость этой социальной группы и ее функциональное соответствие своей социальной роли. К сожалению, изучение патриотических ценностей в настоящее время ведётся поверхностно.

Так, видный военный социолог С.С. Соловьев, классифицируя ценностные ориентации военнослужащих, не выделяет их патриотическую составляющую, государственно-патриотические ценности. Их отдельные базовые духовные ценности включены в состав "военно-корпоративных" ценностных ориентаций. Подобным образом поступает военный социолог В.А. Петрикас . Специалисты в области военной педагогики в 90-е годы вообще избегали проведения исследований в сфере воспитания патриотизма и идеологических проблем. Точно так же подходят к исследованию ценностей и видные российские социологи. Так, Н.И. Лапин, исследуя базовые ценности россиян в предлагаемой типологии ценностей современного общества, исключает патриотические духовные, как предмет исследования. Более того, на исследовании динамики 14 предложенных ценностей основан осуществленный в 1993-1995 гг. проект "Динамика ценностей населения реформируемой России" с участием видных социологов А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, В.В. Колбановского и других .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Педагогические заметки:

Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Проанализировав понятие "самореализация учащихся", перейдем к анализу различных подходов к рассмотрению особенностей механизма осуществления учащимися самореализации в какой-либо деятельности. Начнем изучение процесса внутреннего движения личности к самореализации с рассмотрения теоретиче ...

Задача и содержание трудовой деятельности в семье
Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком. Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, раци ...

Профессиональная консультация учащихся
В широком смысле слова профконсультация - “это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности”. “Можно выделить три этапа в работе по профконсультации: 1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профес ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru