. (2.4 6)
Легко установить связь между углами вылета в JI-системе и в Ц-системе:
, (2.4 7)
причем если при каждому значению
соответствует одно значение
, то при
каждому значению
соответствует два значения
(за исключением случая
).
Перейдем к изучению столкновений частиц. Задача о неупругом столкновении двух частиц обратна задаче о распаде частицы на две, рассмотренной выше. В Ц-системе справедливо выражение (2.4 1), а величина в этом случае равна приращению внутренней энергии составной частицы, образовавшейся в результате неупругого столкновения.
Рассмотрим задачу об упругом столкновении двух частиц, при котором не изменяется их внутреннее состояние. Как известно, в JI-системе скорость центра масс двух частиц с массами и
скоростями
и
определяется выражением:
. (2.4 8)
Скорости частиц до столкновения в Ц-системе связаны с их скоростями в JI-системе известными соотношениями
,
, (2.4 9)
где . В силу закона сохранения импульса импульсы обеих частиц в Ц-системе остаются после столкновения равными по модулю и направленными в противоположные стороны, в силу закона сохранения энергии модули импульсов в Ц - системе при столкновении не меняются. Таким образом, в Ц-системе результат столкновения сводится лишь к повороту скоростей обеих частиц, причем после поворота скорости остаются направленными в противоположные стороны. Если единичный вектор
выражает направление скорости
первой частицы после столкновения, то в Ц-системе.
,
. (2.4 10)
Чтобы вернуться к JI-системе, нужно к этим выражениям добавить скорость центра масс:
(2.4 11)
Этим исчерпываются сведения, которые можно получить из одних только законов сохранения импульса и энергии. Направление вектора зависит от условий взаимодействия частиц (от взаимного расположения во время столкновения и т.п.).
Для геометрической интерпретации результатов перейдем опять к импульсам. Из (2.4 11) получим:
(2.4 12)
где - приведенная масса частицы. Векторная диаграмма импульсов, соответствующая (2.4 12), приведена на рисунке 9. Здесь
,
,
.
Педагогические заметки:
Компетентностный подход в профессиональном образовании России
Развитие компетентностного подхода в российском образовании происходит в русле общемировых тенденций и положения о том, что простая трансляция знаний, умений и навыков уже недостаточна для подготовки квалифицированного специалиста. Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, ...
Развитие творческих способностей учащихся в инновационных технологиях обучения
Разработка технологии обучения преподавателям это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя. Практически это постоянная мыслительная поисковая и ...
Результаты опытно-экспериментальной работы по эколого-экономическому
образованию в учебной деятельности младших школьников на фоне педагогических
условий
Цель: Изучить уровень сформированности эколого-экономических знаний и культуры на завершающем этапе эксперимента. Для выявления влияния эксперимента, проведенного с детьми экспериментальной группы, мы провели эксперимент с учащимися контрольной и экспериментальной групп. При этом использовались те ...