Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование

Страница 1

Образовательный процесс представляет собой многоплановую сферу взаимодействия. Это и собственно учебное взаимодействие ученика и учителя, и взаимодействие учеников между собой, и межличностное взаимодействие, которое по-разному может возбуждать учебно-педагогическое взаимодействие.

В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие обретает организационные формы сотрудничества. Ученые доказали, что это эффективная, дающая высокие результаты тактика построения педагогического процесса. Идеи сотруднического взаимодействия отвечают запросам общества в связи с процессами демократизации в стране, возрастанием значимости человеческого фактора. Это способствует появлению целого педагогического направления, которое ориентирует педагогов на формирование сотруднических отношений в коллективе, на новую позицию педагога и школьника в педагогическом процессе.

Традиционно педагогическое взаимодействие в учебной деятельности рассматривалось и ограничивалось простой схемой, устанавливаемой взрослым: учитель спрашивает - ребенок отвечает, учитель дает задание - ребенок выполняет и т.д.; сотрудническое взаимодействие понимается как процесс воздействия субъектов друг на друга, конечным результатом которого является достижение совместной цели. Учитель, добиваясь оптимизации педагогического процесса, должен научиться строить урок как совместную деятельность, уметь самому и учить детей осознавать смысл этой деятельности. Учебное взаимодействие, ранее описываемое схемой S > O, где S - активный субъект, инициирующий обучение, передающий знания, умения, контролирующий и оценивающий их, О - ученик как объект обучения и воспитания, в последние годы трактуется как двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие S1 < > S2, где S1 - учитель, S2 - ученик.

Сотрудничество как совместная деятельность взаимодействующих субъектов характеризуется:

Пространственным и временным соприсутствием;

Единством цели;

Организацией и управлением деятельностью;

Разделением функций, действий, операций;

Наличием межличностных отношений.

Подавляющее большинство исследований сравнительной эффективности разных форм организации педагогического процесса свидетельствует о положительном влиянии специально организованного сотрудничества на деятельность его участников. Это выражается в том, что в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается материал. Доказано также, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме "учитель - ученик" внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%.

Одной из форм взаимодействия, сотрудничества является общение. Общение – особый вид взаимодействия, при котором люди отражаются в сознании друг друга, т.е. воспринимают друг друга как личности. Именно общение обогащает личность, формирует необходимые в жизни качества коммуникабельности, коллективности, демократичности, толерантности, взаимопомощи, эмпатии, требовательности, ответственности. Развитие, совершенствование общения как формы взаимодействия приводит к личностно-ориентированному общению.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Обзор тестирующих комплексов
Тестирующие комплексы (электронные тестеры) являются наиболее распространенными электронными ресурсами проверки знаний. Легкость и простота их использования позволяют быстро оценить способности либо уровень знаний тестируемого. Классические тестеры представляют собой перечень вопросов по какой-либо ...

Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка с помощью наглядных пособий
Умение использовать наглядность принадлежит к умениям, которые могут легко варьироваться по отношению к разным объектам деятельности, т.е. является обобщённым общеучебным умением. Однако обобщённые умения формируются не сами по себе, а одновременно с предметными умениями. В частности на уроках русс ...

Музыкальные игры. Музицирование
Учите малыша нажимать одним пальчиком на клавишу фортепиано (если оно есть у вас дома). Если малыш попытается давить всеми пальцами сразу или кулачком, немедленно прекратите игру с инструментом. На следующий день повторите попытку научить нажимать одним пальчиком (поначалу вам придется делать это, ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru