Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование

Страница 1

Образовательный процесс представляет собой многоплановую сферу взаимодействия. Это и собственно учебное взаимодействие ученика и учителя, и взаимодействие учеников между собой, и межличностное взаимодействие, которое по-разному может возбуждать учебно-педагогическое взаимодействие.

В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие обретает организационные формы сотрудничества. Ученые доказали, что это эффективная, дающая высокие результаты тактика построения педагогического процесса. Идеи сотруднического взаимодействия отвечают запросам общества в связи с процессами демократизации в стране, возрастанием значимости человеческого фактора. Это способствует появлению целого педагогического направления, которое ориентирует педагогов на формирование сотруднических отношений в коллективе, на новую позицию педагога и школьника в педагогическом процессе.

Традиционно педагогическое взаимодействие в учебной деятельности рассматривалось и ограничивалось простой схемой, устанавливаемой взрослым: учитель спрашивает - ребенок отвечает, учитель дает задание - ребенок выполняет и т.д.; сотрудническое взаимодействие понимается как процесс воздействия субъектов друг на друга, конечным результатом которого является достижение совместной цели. Учитель, добиваясь оптимизации педагогического процесса, должен научиться строить урок как совместную деятельность, уметь самому и учить детей осознавать смысл этой деятельности. Учебное взаимодействие, ранее описываемое схемой S > O, где S - активный субъект, инициирующий обучение, передающий знания, умения, контролирующий и оценивающий их, О - ученик как объект обучения и воспитания, в последние годы трактуется как двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие S1 < > S2, где S1 - учитель, S2 - ученик.

Сотрудничество как совместная деятельность взаимодействующих субъектов характеризуется:

Пространственным и временным соприсутствием;

Единством цели;

Организацией и управлением деятельностью;

Разделением функций, действий, операций;

Наличием межличностных отношений.

Подавляющее большинство исследований сравнительной эффективности разных форм организации педагогического процесса свидетельствует о положительном влиянии специально организованного сотрудничества на деятельность его участников. Это выражается в том, что в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается материал. Доказано также, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме "учитель - ученик" внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%.

Одной из форм взаимодействия, сотрудничества является общение. Общение – особый вид взаимодействия, при котором люди отражаются в сознании друг друга, т.е. воспринимают друг друга как личности. Именно общение обогащает личность, формирует необходимые в жизни качества коммуникабельности, коллективности, демократичности, толерантности, взаимопомощи, эмпатии, требовательности, ответственности. Развитие, совершенствование общения как формы взаимодействия приводит к личностно-ориентированному общению.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Театр как социально-культурный и педагогический феномен
Культура в широком смысле слова всегда являлась неотъемлемой частью цивилизованного общества. Сами термины цивилизация и культура достаточно синонимичны по своему лексическому значению. Культура (от латинского cultura, от основы colere – возделывать) - совокупность материальных и культурных ценност ...

Дидактика и ее основные категории
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогич ...

Конспекты факультативных занятий «Четырёхугольники их свойства и признаки»
Применение знаний о свойствах четырехугольников при решении практических задач Цели: 1. Развитие мыслительной деятельности при решении практических задач по теме «Четырехугольники». 2. Развитие творческих способностей, логического мышления. 3. Формирование и закрепление комбинаторных навыков учащих ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru