Использование народной педагогики в современной социально-педагогической практике

Информация о педагогике » Народная педагогика Дагестана в социально-педагогической работе » Использование народной педагогики в современной социально-педагогической практике

Страница 2

В условиях нашей многонациональной республики исторический опыт народной педагогики более тридцати трех коренных народов Дагестана требует пристального внимания уже к дошкольному воспитанию и обучению детей. Максимальный учет местных условий, национальной специфики воспитания предполагает возрождение народных форм и методов развития младенца и малыша. Все это обязывает использовать в раннем воспитании детей народных колыбельных песен, потешек, пестушек, загадок, детских игр, сказок, знакомящих малышей с основами национальной этики, морали, с оценкой поведения человека-труженика, человека-друга, человека-воина и защитника справедливых интересов людей и общества. Уроки национальной музыки, народной игры, детский посильный труд должны стать привычной естественной средой использования простейших форм и методов народной педагогики, привития детям чувства любви к родному народу и его духовной и материальной культуре.

Наиболее благоприятными условиями воспитания детей прогрессивными средствами, формами и методами народной педагогики располагает школа. Здесь почти каждый урок открывает возможность глубокого изучения народных знаний о метеорологии, естествознании, географии, математике, физике, астрономии, ветеринарии, медицине, позволяет связать содержание программного материала с педагогическими требованиями, чаяниями народа, полнее выделить морально и материально значимое для жизнеустройства человека. Так, например, при изучении родной и русской литературы в поле зрения учащихся больше должны находиться национально специфические воспитательные идеи литературных произведений, народных сказок, пословиц, поговорок, загадок, эпических песен, малые народные жанры должны быть использованы при раскрытии литературных образов, объяснении поступков поведения героев. Предметом серьезного внимания педагогов должны стать народные трудовые песни, скороговорки, игры, народные головоломки, задачи и т. д. Использование словесных средств народной педагогики при написании сочинений, диктантов, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе повышает интерес учащихся к литературе, теснее связывает ее содержание с реальной жизнью и традиционным бытом народов Дагестана.

Народная педагогика благоприятствует изучению истории народной математики. При обучении, например, детей счету, мерам веса, длины, объема можно использовать особые детские считалки, игры, народные головоломки, задачи, раскрывающие традиционные знания народной математики. Большой интерес вызывает у детей исторически сложившиеся народные формы счета, измерения веса, длины, высоты, объема и т. д. Интерес к народной математике обеспечивает интерес учащихся к математическим наукам вообще.

Неоценимы возможности народной педагогики в музыкальном воспитании. Уроки музыки в национальной школе должны строиться с максимальным вниманием ко всей музыкальной культуре народа (народному театру, песенному, танцевальному искусству). Нельзя мириться с тем, что не только дети, но и многие взрослые стали забывать народные мотивы, мелодии, наигрыши, танцы. Редко где можно услышать воодушевляющие человека народные хоровые, свадебные, героические песни, видеть играющих на чабанской свирели, зурне, кеманче и т. д. Интерес ко всему этому следует проявлять прежде всего на уроках и во внеклассной работе по музыке. Дети должны получить индивидуальные задания по записи народных песен, танцев, по выучиванию различных национальных танцев, песенных жанров, старинных мелодий и т. д. На занятия музыки целесообразно приглашать профессиональных народных музыкантов, танцоров, певцов, шаиров — всех тех, кто помнит и может передать детям тончайшие нюансы народной музыкальной культуры. Народные песни, мотивы, наигрыши, традиционные конкурсы, состязания ашугов, острословов, танцоров должны твердо укорениться в программах художественной самодеятельности сельских районов Дагестана.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. У детей 6-7 лет воображение уже может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Большинство детей не любит очень натуралистические игрушки, предпоч ...

Причины, приводящие к социально-психологической дезадаптации младших подростков
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается рядом специфических о ...

Динамика развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения по результатам контрольного эксперимента
С целью выявления результативности проведенных мероприятий по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения был проведен контрольный срез. Задачи контрольного этапа эксперимента: 1. Установить уровень мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения после формирующег ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru