В школе нет ни одного урока, где бы не говорили, и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют знания новых (незнакомых, для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д.
Однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысливание речевого опыта школьников.
Работа над развитие речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены современные аспекты развития речи на уроках русского языка (УМК "Школа XXI века").
Проанализировав педагогическую и психологическую литературу мы рассмотрели понятия речи, речевой деятельности, видов речи.
Специалисты по разному рассматривают понятие речи. Мы остановимся на том, что речь – это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр.
Речевая деятельность – это активный целенаправленный процесс сознания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия в различных ситуациях общения.
В речевом общении участвуют, как минимум двое: говорящий или пишущий и слушающий или читающий.
Неозвученная или ненаписанная речь – это внутренняя, или мысленная, речь, так сказать, речь для себя. Речь, таким образом, подразделяется на внешнюю, т.е. речь для других и внутреннюю, речь для себя. Внешняя речь в свою очередь подразделяется на четыре вида: говорение, слушанье, письмо и чтение.
Рассмотрели особенности развития речи и требования к речи младших школьников. Убедились в том. что для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков, есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна.
Первым условием возникновения и развития речи является потребность высказываний. Методическим условием развития речи учащихся является, во –первых, создание ситуаций, вызывающих и школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, т.е. того о чем нужно сказать. Методическим условием развития речи учащихся является тщательная забота о материале для речевых упражнений, о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.
Выражение мысли и обобщение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом, слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития – это вооружение их средствами языка. Детям нужно дать образцы языка создать для них хорошую речевую среду.
Кроме того специалисты выделяют требования к речи. Они таковы: содержательность, выразительность, ясность, правильность, произносительная сторона речи и чистота.
Охарактеризовав современный урок русского языка. выявили требования к современному уроку, выяснили о том, что:
- на уроке должна царить атмосфера сотрудничества;
- необходимо слияние трех решаемых задач (дидактический, развивающей, воспитывающей) в триединую;
- уроки должны быть лингвистически грамотными по трактовке понятий и по организации работы над ним;
- урок должен быть относительно законченным, целостным произведением с определенной логикой развертывания учебной деятельности школьников.
Обобщив опыт специалистов, вычленим задания, способствующие развитию речи.
Современные задания по развитию речи следует использовать в
начальных классах.
Изучив опыт учителей и особенности работы по развитию речи в УМК "Школа XXI века", мы пришли к выводу.
Развивать речь младших школьников можно с помощью:
- нетрадиционных приемов (речевых игр);
- комплексных интеллектуально – лингвистических упражнений;
- речевые ритмики;
- упражнений, направленных на технику речи;
- занимательных материалов;
- текста – модели;
- упражнения направленных на состояние модели сказки.
Современному учителю начальной школы предложено множество речеведческих программ, методических комплектов, дидактических материалов. В учебниках много упражнения, предлагающих создание собственных речевых высказываний: создание собственных речевых слову, предложению, пословице, фразеологизму, рисунку и вопросам на заданную тему, составление предложения текста и др.
Педагогические заметки:
Объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение
В современной отечественной дидактике употребляется термин "виды обучения", который чаще всего обозначает взгляд на характер взаимодействия в обучении учите ля и учеников. Понимание этого взаимодействия опирается на дидактические теории о сущности обучения, поэтому термин "виды обу ...
Понятие о нарушении осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет
Осанка - это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела, сохраняемое в покое и при движении. Осанка или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Она во многом зависит от положения позвоночного столба и развития мы ...
Социально-психологические особенности сотрудников органов внутренних дел
Практика подтверждает: основательная теоретическая подготовка, широкий кругозор, высокая общая и педагогическая культура руководителей органов и подразделений внутренних дел УВД Калужской области позволяет им успешно решать задачи обучения и воспитания личного состава. Эти задачи руководители ОВД п ...