Характеристика УМК "Школа XXI века" с точки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников

Информация о педагогике » Современные аспекты развития речи младших школьников » Характеристика УМК "Школа XXI века" с точки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников

Страница 2

В работе по развитию речи важно, чтобы ученики имели возможность сравнить собственный текст с текстом своего товарища, проанализировать, чей и почему лучше – иначе никаких качественных изменений в их работе над текстом не произойдет. Учитель будет постоянно что-то задавать и исправлять, а ученик, добросовестно выполняя задания и устраняя недочет, все-таки будет "топтаться на месте", а все потому, что не с чем было сравнивать. В этой ситуации классические тексты – не самый хороший пример для подражания. А классические тексты так пусть классическими и остаются, ведь они в первую очередь должны пробуждать эстетические чувства. Они должны служить не только образцом для учащихся, сколько неким идеалом, примером того, как человек может использовать богатство родного языка для создания прекрасных произведений. Именно поэтому в материале "Развитие речи" много учебных текстов, во многих стилизованных под работы учеников или адаптированных для их восприятия, таких текстов, которые напечатаны с какими – то нарушениями: то предложения перепутаны, то абзацы, то заголовок не подходит, то нет окончания, а иногда ни начала ни окончания. Такие упражнения ставят ученика в определенную речевую ситуацию: в данных случаях ситуацию корректирования конкретного текста.

Как и во втором классе УМК "Школа XXI века", в третьем классе русский язык делится на три блока: "Как устроен наш язык", "Правописание", "Развитие речи".

Цель уроков по развитию речи – научить учеников создавать собственные тексты. В третьем классе продолжается работа над структурой и типами текстов. Новым для учеников будет знакомство с письмом (бытовой жанр письменной речи), изложением и сочинением (учебный жанр письменной речи).

После повторения изученного во втором классе ученики знакомятся с письмо как бытовом жанром письменной речи. Никаких теоретических положений упражнения этой темы не включают, и работа носит практический характер. Ученики знакомятся с типами приветствия и прощания в письмах.

Упражнения этих уроков знакомят учеников со стилистическими особенностями текстов. Следует сказать, что традиционно работа над стилем начинается с характеристики типовой ситуации общения: где говорим (официальная обстановка / неофициальная), с кем говорим (один человек / много), с какой целью говорим (общение, сообщение, воздействие). Не даются теоретические сведения о типовой ситуации общения, а предлагается ученика, опираясь на свой опыт общения со сверстниками и взрослыми, самим увидеть нарушения в текстах, т.е. работа направлена на развитие языкового чутья учеников.

В упражнениях темы "Учимся писать письма", работа начинается не с того, "как надо", а наоборот, "как не надо писать письма". (Прилоение№9). Ученик должен самостоятельно научится создавать правильный текст. Работу по развитию речи С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др. строят на жанрово – ситуативном принципе. Например, есть ситуация неофициально письменной речи для такой ситуации – письмо. Какие могут быть допущены ошибки при написании письма? Какие образцы писем можно взять для подражания? Это один аспект работы. Другой предлагает опору на языковое чутье ученика, на его речевой опыт при исправлении (редактировании) текстов.

Работа по исправлению ошибок опирается не только на языковое чутье ученика. но и на то, что ему известно из второго класса. Понятия, с которым познакомились ученики во втором классе (синонимы и фразеологизмы), осваиваются на уровне практической работы – редактирования текстов, в которых неверно используются синонимы и фразеологизмы.

Теперь рассмотрим, как ведется работа в УМК "Школа XXI века" над изложением и сочинением.

Изложение и сочинение – учебные жанры письменной речи и виды учебной работы.

Изложение учит реферировать текст (передавать исходный текст своими словами), сочинение – правильно излагать свои мысли при создании собственного письменного текста.

работая над изложением и сочинением дети продолжают знакомиться со структурой текста. Ученики выполняют задания, которые уже выполнили во втором классе: подбирают заголовки, делят текст на абзацы, составляют план текста, определяют тип текста и т.д. Чтобы написать любой текст (основываясь на исходном, либо сочиняя собственный), в первую очередь необходимо представить его структуру. Поэтому обучение написанного изложения и сочинения строится на анализе структуры текста. С одной стороны, осуществляется повторение изученного во втором классе, с другой начинается овладение новым видом речевой деятельности – написанием изложений и сочинений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи
Рассуждение - функционально-смысловой тип речи, логической основой которого являются «каузальные (причинно-следственные) отношения между явлениями (на основе умозаключения)», с функцией обоснования признака, действия, оценочного состояния, возможности, долженствования, необходимости . Функция рассу ...

Организация молодежного досуга в УР
По данным мониторинга наиболее популярным способом свободного времяпровождения среди молодежи Удмуртии являются встречи с друзьями. Желание общаться, времяпрепровождение в кругу сверстников – характерная черта молодого поколения. Достаточно большой удельный вес в досуге молодежи занимает просмотр т ...

Проблемы разработки школьных программ по предмету «физическая культура»
За последние годы в нашей стране перестройка системы образования обусловила постоянный поиск наиболее оптимальных путей построения учебно-воспитательного процесса в сфере физической культуры. Это связано с постоянно возникающими противоречиями между образовательно-воспитательными возможностями зало ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru