Характеристика УМК "Школа XXI века" с точки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников

Информация о педагогике » Современные аспекты развития речи младших школьников » Характеристика УМК "Школа XXI века" с точки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников

Страница 2

В работе по развитию речи важно, чтобы ученики имели возможность сравнить собственный текст с текстом своего товарища, проанализировать, чей и почему лучше – иначе никаких качественных изменений в их работе над текстом не произойдет. Учитель будет постоянно что-то задавать и исправлять, а ученик, добросовестно выполняя задания и устраняя недочет, все-таки будет "топтаться на месте", а все потому, что не с чем было сравнивать. В этой ситуации классические тексты – не самый хороший пример для подражания. А классические тексты так пусть классическими и остаются, ведь они в первую очередь должны пробуждать эстетические чувства. Они должны служить не только образцом для учащихся, сколько неким идеалом, примером того, как человек может использовать богатство родного языка для создания прекрасных произведений. Именно поэтому в материале "Развитие речи" много учебных текстов, во многих стилизованных под работы учеников или адаптированных для их восприятия, таких текстов, которые напечатаны с какими – то нарушениями: то предложения перепутаны, то абзацы, то заголовок не подходит, то нет окончания, а иногда ни начала ни окончания. Такие упражнения ставят ученика в определенную речевую ситуацию: в данных случаях ситуацию корректирования конкретного текста.

Как и во втором классе УМК "Школа XXI века", в третьем классе русский язык делится на три блока: "Как устроен наш язык", "Правописание", "Развитие речи".

Цель уроков по развитию речи – научить учеников создавать собственные тексты. В третьем классе продолжается работа над структурой и типами текстов. Новым для учеников будет знакомство с письмом (бытовой жанр письменной речи), изложением и сочинением (учебный жанр письменной речи).

После повторения изученного во втором классе ученики знакомятся с письмо как бытовом жанром письменной речи. Никаких теоретических положений упражнения этой темы не включают, и работа носит практический характер. Ученики знакомятся с типами приветствия и прощания в письмах.

Упражнения этих уроков знакомят учеников со стилистическими особенностями текстов. Следует сказать, что традиционно работа над стилем начинается с характеристики типовой ситуации общения: где говорим (официальная обстановка / неофициальная), с кем говорим (один человек / много), с какой целью говорим (общение, сообщение, воздействие). Не даются теоретические сведения о типовой ситуации общения, а предлагается ученика, опираясь на свой опыт общения со сверстниками и взрослыми, самим увидеть нарушения в текстах, т.е. работа направлена на развитие языкового чутья учеников.

В упражнениях темы "Учимся писать письма", работа начинается не с того, "как надо", а наоборот, "как не надо писать письма". (Прилоение№9). Ученик должен самостоятельно научится создавать правильный текст. Работу по развитию речи С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др. строят на жанрово – ситуативном принципе. Например, есть ситуация неофициально письменной речи для такой ситуации – письмо. Какие могут быть допущены ошибки при написании письма? Какие образцы писем можно взять для подражания? Это один аспект работы. Другой предлагает опору на языковое чутье ученика, на его речевой опыт при исправлении (редактировании) текстов.

Работа по исправлению ошибок опирается не только на языковое чутье ученика. но и на то, что ему известно из второго класса. Понятия, с которым познакомились ученики во втором классе (синонимы и фразеологизмы), осваиваются на уровне практической работы – редактирования текстов, в которых неверно используются синонимы и фразеологизмы.

Теперь рассмотрим, как ведется работа в УМК "Школа XXI века" над изложением и сочинением.

Изложение и сочинение – учебные жанры письменной речи и виды учебной работы.

Изложение учит реферировать текст (передавать исходный текст своими словами), сочинение – правильно излагать свои мысли при создании собственного письменного текста.

работая над изложением и сочинением дети продолжают знакомиться со структурой текста. Ученики выполняют задания, которые уже выполнили во втором классе: подбирают заголовки, делят текст на абзацы, составляют план текста, определяют тип текста и т.д. Чтобы написать любой текст (основываясь на исходном, либо сочиняя собственный), в первую очередь необходимо представить его структуру. Поэтому обучение написанного изложения и сочинения строится на анализе структуры текста. С одной стороны, осуществляется повторение изученного во втором классе, с другой начинается овладение новым видом речевой деятельности – написанием изложений и сочинений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Анализ общих сведений о детях изучаемой группы
В результате логопедического обследования детей с дизартрией были получены следующие данные. После изучения медицинской и педагогической документации, стало известно следующее: у матерей всех обследуемых дошкольников во время беременности были различные негативно воздействующие на плод факторы. Ран ...

Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России
Наиболее характерной и общепризнанной особенностью современности на рубеже тысячелетий следует признать кризис образования, который приобрел общемировые масштабы и связан с изменением социальной роли образования. Осознание этой проблемы началось с конца шестидесятых годов после выхода в свет книги ...

Психолого-педагогическое обоснование применения игрового метода в обучении иностранному языку
Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность. Манулейко З.А. считает, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Игровые методы обучения используют различные способы мотивации: 1. Совместное решение игровых зада ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru