Характеристика современного урока русского языка

Информация о педагогике » Современные аспекты развития речи младших школьников » Характеристика современного урока русского языка

Страница 3

Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей (связная речь, построение текста).

Связь данного урока с предыдущими и последующими. Внутренняя логика урока, связь его частей. Подчиненность всех звеньев урока его цели.

Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии: формирование умственных действий на материале обучения, обратная связь на уроке, личностно ориентированное обучение, дифференцированный подход ук учащимся.

Уроки должны быть разнообразны, шаблон не допустим. Тем не менее в методике выделяются их типы в зависимости от материала, этапа его изучения, характера построения, цели.

Типов уроков не так уж мало, "они сами по себе могут создать разнообразие".

Рассмотрим типы уроков, ориентированные на ступень изучение определенного материала:

а) урок изучения новой темы;

б) урок закрепления темы;

в) урок тренировки, упражнения;

г) урок повторительно – обобщающий;

д) контрольный, или проверочный урок;

е) комбинированный урок.

Уроки классифицируются и по содержанию изучаемого материла: уроки грамматики, развития речи, орфографии или пунктуации, уроки фонетики, уроки словаря (лексикологии), уроки грамматического разбора, каллиграфии, исследовательские уроки – наблюдения над языком.

Используется также деление уроков по методам и приемам, которые применяются: урок – списывание, урок – диктант, урок работы над ошибками, урок изложения или сочинения, урок – экскурсия.

Принята такая классификация уроков по месту проведения: урок в кабинете русского языка, урок в кабинете ТСО, в компьютерном классе и т.п.

Мы рассмотрели требования к современному уроку русского языка, предложенные М.С. Соловейчик и М.Р. Львовым и типы уроков. Нельзя оставить без внимания типологию организационных форм развития речи М.Р. Львова.

Развитие речи происходит в первую очередь на уроках русского языка. Выделяется традиционно один час в неделю на специальные упражнения в связной речи: на сочинения, изложения, постоянное построение предложение и текстов, усилия школьников выразить свою мысль наблюдается на всех уроках, как языковых, так и по другим предметам. Направляющую функцию выполняют специальные речевые уроки: беседы, сочинения, изложения, уроки риторики, сообщения и доклады учащихся.

Далеко не все уроки, на которых цели развития речи преобладают, вписываются в общую типологию уроков русского языка. Так, подготовка к сочинению или устному выступлению бывает рассредоточенная: это наблюдения, походы, экскурсии в музеи; домашняя подготовка, поиск книжных материалов; сам урок (или конференция, телепередача, письмо, статья и пр.). Поэтому классифицируя уроки с точки зрения развития речи, можно выделить четыре их типа. Уроков без каких-либо видов обогащения и развития речи, в сущности, вовсе не бывает.

Первый тип – это любой урок русского языка (чтения и литературы, грамматики и орфографии, письма и чистописания), на котором по ходу урока имеют место и беседы, и словарная работа, отработка выразительности, пересказ прочитанного, составление предложений, их перестройка, исправление речевой ошибки, иная работа по культуре речи.

Второй тип – это урок, на котором, помимо основной планируемой цели по грамматике, литературе, орфографии, вводится фрагмент, имеющий отношение к речи, - от 10 до 20 минут примерно: знакомство с новым видом пересказа, с построением плана усложненного типа, с лексико – семантичеким материалом (синонимами, антонимами), с новым пособием – фразеологическим словариком, отработка дикции или пауз, логических ударений, написание микросочинений грамматическими заданиями, импровизация диалогов, знакомство с записью прямой речи. Эти фрагменты, весьма частые в структуре современных уроков, занимает свое место в системе развития речи школьников.

Третий тип – это уроки целиком посвященные сочинению, изложению, устным рассказам, драматизации, инсценированию, докладам и пр. продолжительностью в один – полтора урока. Применяются уроки анализа речевых ошибок, редактирования текста, работы над композицией, уроки – конкурсы на лучшего чтеца, уроки вне класса экскурсии, уроки в библиотеке.

Четвертый тип – это уроки риторики, которые идут по своей программе. Их тематика должна быть согласована с календарным планом сочинений во избежании дублирования.

Занятия по программам риторики не должны отмежевываться от системы занятий по родному языку, как и уроки литературы, ибо и система, структуры языка, и речь на этом языке, и литература – это неразделимое единство, единый путь обогащения интеллекта, разума, всего духовного мира человека, а риторика "введение в храм слова". (С.Ф. Иванова).

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Сотрудничество в сфере информатизации образования Чувашской Республики
Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики подписано соглашение о сотрудничестве в сфере информатизации общего образования министерством образования Пермского края. Проект соглашения предусматривает развитие информационных услуг для участников образовательного процесса по ...

Формирование единой информационно-образовательной среды «Образование Чувашии»
В настоящее время информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности, что способствовало формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса и вызвало необходимость создания единой информационно-образовательной среды «Образование Чувашии». ...

Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта младших школьников
Термин "эмоциональный интеллект" появился в американской психологической литературе в начале 90-х годов XX века. Джон Мэйер и Питер Сэловей первыми дали научное определение этому понятию и разработали первую модель эмоционального интеллекта. Они определяют эмоциональный интеллект как стру ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru