Характеристика современного урока русского языка

Информация о педагогике » Современные аспекты развития речи младших школьников » Характеристика современного урока русского языка

Страница 3

Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей (связная речь, построение текста).

Связь данного урока с предыдущими и последующими. Внутренняя логика урока, связь его частей. Подчиненность всех звеньев урока его цели.

Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии: формирование умственных действий на материале обучения, обратная связь на уроке, личностно ориентированное обучение, дифференцированный подход ук учащимся.

Уроки должны быть разнообразны, шаблон не допустим. Тем не менее в методике выделяются их типы в зависимости от материала, этапа его изучения, характера построения, цели.

Типов уроков не так уж мало, "они сами по себе могут создать разнообразие".

Рассмотрим типы уроков, ориентированные на ступень изучение определенного материала:

а) урок изучения новой темы;

б) урок закрепления темы;

в) урок тренировки, упражнения;

г) урок повторительно – обобщающий;

д) контрольный, или проверочный урок;

е) комбинированный урок.

Уроки классифицируются и по содержанию изучаемого материла: уроки грамматики, развития речи, орфографии или пунктуации, уроки фонетики, уроки словаря (лексикологии), уроки грамматического разбора, каллиграфии, исследовательские уроки – наблюдения над языком.

Используется также деление уроков по методам и приемам, которые применяются: урок – списывание, урок – диктант, урок работы над ошибками, урок изложения или сочинения, урок – экскурсия.

Принята такая классификация уроков по месту проведения: урок в кабинете русского языка, урок в кабинете ТСО, в компьютерном классе и т.п.

Мы рассмотрели требования к современному уроку русского языка, предложенные М.С. Соловейчик и М.Р. Львовым и типы уроков. Нельзя оставить без внимания типологию организационных форм развития речи М.Р. Львова.

Развитие речи происходит в первую очередь на уроках русского языка. Выделяется традиционно один час в неделю на специальные упражнения в связной речи: на сочинения, изложения, постоянное построение предложение и текстов, усилия школьников выразить свою мысль наблюдается на всех уроках, как языковых, так и по другим предметам. Направляющую функцию выполняют специальные речевые уроки: беседы, сочинения, изложения, уроки риторики, сообщения и доклады учащихся.

Далеко не все уроки, на которых цели развития речи преобладают, вписываются в общую типологию уроков русского языка. Так, подготовка к сочинению или устному выступлению бывает рассредоточенная: это наблюдения, походы, экскурсии в музеи; домашняя подготовка, поиск книжных материалов; сам урок (или конференция, телепередача, письмо, статья и пр.). Поэтому классифицируя уроки с точки зрения развития речи, можно выделить четыре их типа. Уроков без каких-либо видов обогащения и развития речи, в сущности, вовсе не бывает.

Первый тип – это любой урок русского языка (чтения и литературы, грамматики и орфографии, письма и чистописания), на котором по ходу урока имеют место и беседы, и словарная работа, отработка выразительности, пересказ прочитанного, составление предложений, их перестройка, исправление речевой ошибки, иная работа по культуре речи.

Второй тип – это урок, на котором, помимо основной планируемой цели по грамматике, литературе, орфографии, вводится фрагмент, имеющий отношение к речи, - от 10 до 20 минут примерно: знакомство с новым видом пересказа, с построением плана усложненного типа, с лексико – семантичеким материалом (синонимами, антонимами), с новым пособием – фразеологическим словариком, отработка дикции или пауз, логических ударений, написание микросочинений грамматическими заданиями, импровизация диалогов, знакомство с записью прямой речи. Эти фрагменты, весьма частые в структуре современных уроков, занимает свое место в системе развития речи школьников.

Третий тип – это уроки целиком посвященные сочинению, изложению, устным рассказам, драматизации, инсценированию, докладам и пр. продолжительностью в один – полтора урока. Применяются уроки анализа речевых ошибок, редактирования текста, работы над композицией, уроки – конкурсы на лучшего чтеца, уроки вне класса экскурсии, уроки в библиотеке.

Четвертый тип – это уроки риторики, которые идут по своей программе. Их тематика должна быть согласована с календарным планом сочинений во избежании дублирования.

Занятия по программам риторики не должны отмежевываться от системы занятий по родному языку, как и уроки литературы, ибо и система, структуры языка, и речь на этом языке, и литература – это неразделимое единство, единый путь обогащения интеллекта, разума, всего духовного мира человека, а риторика "введение в храм слова". (С.Ф. Иванова).

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Результативность опыта
Прогнозируемым результатом использования проблемного обучения является повышение внутренней мотивации к учебной познавательной деятельности, углубление уровня понимания учебного материала. На протяжении всего времени опыта я провожу анализ успеваемости и качества знаний учащихся. Если проанализиров ...

Роль межпредметных связей в формировании художественной культуры школьников
Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках. Осо­бое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази­тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать ...

Литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти
Литература - уникальный вид искусства, и ни один видеофильм или компьютерная игра не заменит общения с книгой. Учеников необходимо учить любить художественное слово, ценить искусство. Как сформировать читательскую активность? Как развить у учеников качества настоящих читателей, умения видеть и цени ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru