Конкретные задачи педагога при осуществлении индивидуального подхода к детям заключаются в следующем:
• хорошо знать каждого ребенка, его индивидуально-психологические особенности и условия их формирования;
• при выборе методов и приемов учебно-воспитательного воздействия на детей учитывать их индивидуальные особенности;
•проявлять педагогический такт и уметь предвидеть по следствия того или другого подхода к ребенку.
Формы деятельности по формированию самоконтроля поведения носят психолого-педагогический характер, так как здесь реализуется в большей степени психотерапевтическая функция работы социального педагога. Особенно актуальна для подростков игровая психотерапия. Здесь ребенок может освободиться от обид, страхов, злобы, агрессии, усвоить новые навыки контроля в общении и взаимодействии, научиться разрешать конфликтные ситуации. При этом используется как спонтанная, так и управляемая игра. Игровая психотерапия эффективна в преодолении эмоциональных расстройств и отклонений в поведении подростков.
Групповые тренинговые занятия можно использовать на воспитательных мероприятиях по развитию коммуникативных умений, мышления. В воспитательном процессе тренинговые упражнения не требуют творческого мышления, а лишь погружают их в модель ситуации. Дидактические игры в воспитательном процессе позволяют:
- развивать у подростков способности к самоанализу;
- развивать умение конструктивного общения;
-воспитывать чувство коллективной ответственности, гуманности, взаимопомощи.
В эмоциональной сфере необходимо сформировать характер нравственных переживаний связанных с нормами либо отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самоконтроль и т.д. В волевой сфере нужно сформировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков, мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов.
В сфере саморегуляции необходимо сформировать нравственность, правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, рефлексию. И этому содействуют игровые тренинговые занятия.
Из теории мы знаем, что в работе социального педагога находит отражение формы педагогического процесса, в которых можно содействовать формированию самоконтроля поведения. Особой силой обладают классные часы и этические беседы. Классные час – это форма работы, при котором подростки под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Также, классный час формирует самоконтроль в отношениях между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.
Этические беседы чаще всего используются о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте, душевной щедрости. Эти беседы помогают подросткам уяснить принципы общечеловеческой морали, осмыслить имеющийся жизненный опыт.
Воспитательный потенциал несут нетрадиционные формы. Так, например, диспут, которой способствует развитию самостоятельного мышления, умения вести спор, отстаивать свои убеждения, не поддаваться влиянию окружающих.
Таким образом, содержание работы социального педагога по формированию самоконтроля включает в себя значительную долю психолого-педагогической деятельности, направленной на формирование навыков регулирования собственных эмоций, выработки навыков конструктивного взаимодействия, формирования аналитичности мышления и навыков самоанализа, рефлексии. Формами деятельности становятся занятия в тренинговых группах, формы педагогического процесса: классные часы, диспуты, этические беседы.
На основании изученной литературы мы выяснили, что существует множество точек зрения в данной проблеме. Гиперактивность - это встречающаяся в детском и подростковом возрасте совокупность синдромов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Ранее причиной СДВГ считали внутриутробное повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. Помимо этого, у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречается алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства. Немаловажную роль играют причины социального характера: неправильное семейное воспитание, ошибки педагогов, переход к рыночной экономике. Если не заниматься коррекцией гиперактивности в подростковом возрасте, то в последующем он может перейти в психопатию. Коррекция гиперактивности возможна через формирование самоконтроля поведения. Самоконтроль поведения – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Формирование самоконтроля проходит в нескольких этапах: определение формы поведения, сбор основных данных, разработка программы самоконтроля, выполнение и оценка программы самоконтроля, завершение программы самоконтроля. В работе социального педагога большое место уделяется формированию самоконтроля поведения. Формы этого направления деятельности носят психолого-педагогический характер, так как здесь реализуется в большей степени психотерапевтическая функция работы социального педагога. Особенно актуальна для подростков игровая психотерапия, занятия-тренинги, игровые занятия. В работе социального педагога по формированию самоконтроля находят отражение формы педагогического процесса. Особой силой обладают классные часы и этические беседы, где подросток может усвоить новые навыки контроля в общении и взаимодействии, научиться разрешать конфликтные ситуации.
Педагогические заметки:
Использование современных педагогических технологий по формированию и
развитию творческого студенческого коллектива
Творческая деятельность – важнейший вид духовной деятельности человека, эффективность которой обуславливается сочетанием мотивационно-целевой, операционной, содержательной, когнитивно-творческой составляющих, направленных на проявление и реализацию индивидуальности. Среди видов искусства, оказывающ ...
Ритмический слух как основа музыкальности
Музыка - искусство временное - всегда считалась средоточием ритма, наиболее ярким и непосредственным его воплощением. Ритм (от греческого ritmos - теку) - это последовательное чередование во времени звуков (пауз) одинаковой или различной длительности, является третьим важнейшим элементом музыкально ...
Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л.Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в ...