Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков

Информация о педагогике » Работа социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков » Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков

Страница 1

Общение с гиперактивными подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы, непоседливы, их движения непроизвольны. Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья, не могут сосредоточиться на задаче. Хотя они часто находятся в центре внимания группы, но их собственное внимание никак не сфокусировано на своем Я. Движения их дезориентированы и не имеют четкой направленности. Пространство при этом не структурируется .

Исследования заставили нас обратиться к содержанию деятельности социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков, а именно попыткам улучшить способность подростков более осмысленно обращаться с пространством и временем. Чтобы приблизиться к решению нашей задачи, в работе социального педагога необходимо выделить ряд задач:

ü развить у детей чувство ритма;

ü воспитать уверенность в себе;

ü развить контактность и общительность;

ü выработать способность концентрировать внимание;

ü развить невербальную выразительность.

В организации помощи гиперактивным подросткам и их родителям необходимо участие педагогов-воспитателей, учителей. И здесь неоценима роль социального педагога в психоло-медико-социальном сопровождении. Выполнение рекомендаций специалиста позволяет нормализовать взаимоотношения классного руководителя с "трудным" ребенком и его родителями, помогает подростку достичь более высоких результатов на занятиях, в учебе. Подчеркивается, что с такими подростками надо работать индивидуально, особое внимание, уделяя их отвлекаемости, слабой самоорганизации. Подросток, страдающий СДВГ, обычно проходит обучение вместе со сверстниками, но учителю следует уделить внимание его потребностям, например, дать больше времени на выполнение задания, посадить ребенка в той части комнаты, где он будет меньше отвлекаться. Все эти моменты раскрывает социальный педагог.

Просветительская работа

социального педагога включает просвещение родителей в этом направлении.

Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящей работы по формированию самоконтроля поведения Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все "неправильным воспитанием", они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным учителем, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим нарушения поведения ребенка целиком на счет ошибок родителей.

Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо чтобы социальный педагог объяснил им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь такие же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т. п. Эффективность этих методов при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью до конца не выяснена, но, как показали последние исследования, использовать их целесообразно.

Имеются специальные организации поддержки родителей, дети которых страдают синдромом нарушения внимания с гиперактивностью (Ассоциация помощи детям с нарушениями внимания и др.)

В работе социального педагога находят отражение формы психолого-педагогического характера, так как здесь реализуется, в большей степени, коррекционная и психотерапевтическая функция. Хотя опыт применения психотерапии при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью недостаточен, уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки, несомненно, способствуют формированию самоконтроля поведения гиперактивного подростка. Если родители сами имеют психические отклонения, которые не позволяют изменить отношение к ребенку, то помогает лекарственное или психотерапевтическое лечение одного или обоих родителей. Неотъемлемая часть психотерапии — объяснение ребенку на понятном ему языке, в чем причина его неудач в жизни. Психотерапия может быть результативной в запущенных случаях синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, когда ребенок уже сполна познал на себе все отрицательные последствия этого заболевания. Однако как метод радикального лечения психотерапия неэффективна.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Образование как социокультурный феномен. Ценностные приоритеты образования
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять соци ...

Эффективность профессиональной ориентации моу для детей мук
Необходимым компонентом любой системы профессиональной ориентации является обратная связь, обеспечивающая надежную и достоверную оценку эффективности профориентационных мероприятий, то есть того, в какой мере удалось реализовать поставленные цели и задачи профориентационной помощи. В этой связи зак ...

Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией
Речевое дыхание ринолаликов неправильно. Их произношение строится на толчкообразных движениях воздушной струи через нос. Расходуется при этом очень много воздуха и ребенку приходится набирать снова воздух в легкие. Вдох у ринолалика достаточно глубокий и полный, но выдох, в связи с дефектом, очень ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru