Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков

Информация о педагогике » Работа социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков » Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков

Страница 2

Психотерапевтический метод при различных формах гиперактивного поведения может быть ведущим в работе социального педагога в ряде случаев и использоваться в виде индивидуальной психотерапии, направленной на установление доверительного контакта, предоставление возможности ребенку или подростку раскрыться в своих переживаниях, помогает ему осознать причины собственных проблем, узнать отрицательных свойств своего характера, выработать критическое к ним отношения, сформировать умение руководствоваться в поступках не "эмоциональной логикой", а разумом, принципом реальности. Целью терапии являются выявление критических для конкретной личности жизненных ситуаций, порождающих дезадаптацию, и умение справляться с ними, выработка новых форм адекватного реагирования в сложных жизненных ситуациях, замещение прежних способов разрядки эмоций (агрессия, алкоголизация, суицид, депрессия, антисоциальное поведение) новыми конструктивными формами поведения в виде творческого самовыражения, увлечений, выбора интересной профессии, обучения способам саморегуляции, приемам аутотренинга.

При работе с гиперактивными личностями социальный педагог формирует и тренирует волевые механизмы, содействует сосредоточению, умению регулировать свое эмоциональное состояние, работает над повышением самооценки, вырабатывает чувства ответственности, завершения намеченного дела, регламентация и контроль поведения. Наиболее частым методом индивидуальной терапии является в данном случае рациональная, разъяснительная терапия. Эффективны также методы внушения,

прямого и косвенного, так как именно в детском и подростковом возрасте внушаемость повышена. Рекомендуются также методы самовнушения в виде аутогенной тренировки и обучения приемам саморегуляции эмоционального и физического состояния, что также повышает самооценку подростка.

Работа с гиперактивными подростками может быть у социального педагога направлена на осознание причин агрессивности, расширение предела терпимости, выработку способов социального контроля, способов неконфликтного разрешения ситуаций. Таким образом, формируется способность контролировать свои состояния, прислушиваться к мнению других, увеличивается способность к самоконтролю.

Состояние психического и физического здоровья детей во многом зависит от условий, в которых происходит процесс их обучения и воспитания. Школьная неуспеваемость, социальная дезадаптация по-разному сказываются на состоянии психического здоровья детей и могут привести к неврозам, астении, психопатическим реакциям. Подобные состояния развиваются у детей вследствие умственных и физических перегрузок, нарушения микросоциальных контактов в кругу сверстников, со взрослыми - родителями, учителями. Нередки случаи травли детей со стороны педагогов, навешивания ярлыков, необъективного отношения к их личности и поведению. Причина тому - слабая психолого-педагогическая подготовленность учителей, грубое и пренебрежительное отношение к учащимся.

В практике учебно-воспитательной работы социальные педагоги чаще всего ограничиваются общепринятыми мерами воздействия - поощрением и наказанием. Поэтому отношения, которые устанавливаются между взрослым и ребенком, учителем и учеником, следует рассматривать как недостаточно естественные, так как ребенок постоянно "должен" быть исполнительным, послушным. К сожалению, многие педагоги не всегда задумываются над тем, что в неравных отношениях с ребенком они способствуют порождению психотравмирующих факторов, вызывающих отклонения от нормального физического и психического развития личности ребенка.

В работе с детьми социальному педагогу необходимо, прежде всего, следовать принципам индивидуального подхода к воспитанию. В более широком смысле индивидуальный подход должен быть применим в равной степени ко всем детям, предполагая знание педагогом личности каждого ребенка. Психическое развитие детей протекает неравномерно, и социальный педагог в этом смысле должен быть постоянно начеку, он должен своевременно заметить отклонения в психическом развитии ребенка, чутко реагировать на изменения его потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Только следуя этим принципам, педагог сумеет избрать правильную тактику и определить те индивидуальные меры воздействия, которые наиболее эффективны по отношению именно к этому ребенку.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Дидактика. Метод и приёмы обучения
Дидактика - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Слово "дидактика" происходит от греческого "дидактикос", что означает "обучающий". Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности. Дидактику определяют как общую теорию ...

Анализ результатов опытно-практической работы по определению форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Цель: произвести анализ результатов формирующего этапа опытно-практической работы по определении форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков. Итак, повторная диагностика показала положительную динамику по критерию "способность прилагать ...

Содержание логопедической работы по формированию моторных функций у детей экспериментальной группы
Развитие речи тесно связано с состоянием наших моторных функций. У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. У дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, общая моторная н ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru