Управление образовательными системами

Страница 1

В педагогической на­уке и практике все более усиливается стремление осмыслить це­лостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере слож­ных социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направлен­ная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образова­ния Российской Федерации, управления образования края, обла­сти или города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая соци­альная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсис­темами более общей системы общеобразовательной школы. Таки­ми подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправлен­ное сознательное взаимодействие участников целостного педагоги­ческого процесса на основе познания его объективных закономерно­стей, направленное на достижение оптимального результата. Взаи­модействие участников целостного педагогического процесса скла­дывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и плани­рования, организации, контроля, регулирования и корригирова­ния.

Основные признаки государственного управления образователь­ными системами. Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государ­ственного к государственно-общественному управлению образо­ванием. Основная идея государственно-общественного управления об­разованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и сво­бод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведе­ний, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает преж­де всего, что в стране проводится единая государственная поли­тика в области образования, зафиксированная в законе Россий­ской Федерации «Об образовании», в редакции, введенной в дей­ствие в 1996 г. В соответствии с Законом сфера образования в Рос­сийской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международ­ной сферах связываются с успехами в системе образования. При­оритетность сферы образования предполагает также первостепен­ное решение материальных, финансовых проблем системы обра­зования. Организационной основой государственной политики и области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти России — Федеральным Собранием на определенный про­межуток времени. Федеральная программа является организаци­онно-управленческим проектом, содержание которого определя­ется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными результатов прове­денного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела - аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, зада­чи, этапы программной деятельности, и организационный, опре­деляющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ «Об образовании»:

• гуманистический характер образования, приоритет общече­ловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине;

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание
С учетом полученных данных на констатирующем этапе эксперимента, а также анализ психолого-педагогической литературы по исследованию, было разработано содержание формирующего эксперимента. Цель формирующего эксперимента : -повысить уровень сформирванности у детей нравственных качеств. Задачи формиру ...

Описание игр и анализ результатов
Эксперимент обучения мы проводили на базе школы ««Эврика - Развитие». Эта школа работает по системе Эльконина - Давыдова. Особенностью этой системы являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не да ...

Концепция организации педагогического процесса
Чтобы создать авторскую концепцию по организации педагогического процесса, необходимо определить понятие "педагогический процесс". Согласно определению Б.Т. Лихачёва, педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деят ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru