Содержание понятия "самоконтроль поведения"

Страница 2

Уточнив наши представления о сущности самоконтроля и его возможных видах функционирования, перейдем к обоснованию тезиса о представленности самоконтроля во всех формах психических явлений и попытаемся при этом рассмотреть особенности его реализации в них, насколько это возможно сделать, имея в виду результаты соответствующих исследований.

Повышение эффективности самоконтроля Т. А. Фалькович видит в следующем: максимально четком формулировании целей, способов и последовательности выполнения заданий; выполнении учениками специальных упражнений, направленных на выработку навыков контрольно-измерительных действий и приемов регуляции своих действий на основе результатов самоконтроля; специальной разработке методических приемов, определяющих успешный переход обучающихся от простых упражнений к сложным комплексным заданиям.

Л. В. Долинская выделяет три уровня развития самоконтроля поведения у подростков: высокий, средний и низкий, различающиеся глубиной осознания подростками необходимости самоконтроля поведения и степенью овладения способами его реализации. Наиболее значимыми факторами, от которых зависят самоконтроль за собственным поведением у подростков, являются мотивы, направленные на достижение успехов в учебе; обеспечение эмоционального благополучия; коллективистские мотивы и мотивы, связанные с удовлетворением стремления к взрослости и самостоятельности. Автор обращает внимание на то, что уровень самоконтроля поведения повышается в условиях взаимоконтроля, то есть когда подростки получают от учителя разрешение на частичный контроль за учебной деятельностью и поведением других учеников.

С социально-когнитивной точки зрения, самоконтроль не существует исключительно в рамках только внутренних (например, сила воли) или только внешних сил. Он проявляется в тщательно спланированном взаимодействии человека с окружением. Существует пять основных ступеней, которые могут быть особенно полезны в формировании самоконтроля.

В него включены определение формы поведения, на которое надо воздействовать, сбор основных данных, разработку программы для увеличения или уменьшения частоты желаемого поведения, выполнение и оценку программы, а также завершения программы.

1. Определение формы поведения. Начальная ступень самоконтроля — определение точной формы поведения, которое требуется изменить. К сожалению, этот решающий шаг бывает много сложнее, чем можно подумать. Многие из нас стремятся представить наши проблемы в терминах неопределенных негативных личностных особенностей и требуется немало усилий, чтобы ясно описать специфическое открытое поведение, которое заставляет нас думать, что у нас эти особенности есть. Для того, чтобы подойти к проблеме, нужно перевести неопределенные высказывания о личностных особенностях в точные описания специфических реакций, которые иллюстрируют эти особенности. Это и составляет специфическое поведение, над которыми человек может работать по составленной программе самоконтроля.

2. Сбор основных данных. Второй шаг самоконтроля — сбор основной информации о факторах, воздействующих на поведения, которое нужно изменить. Фактически мы должны стать чем-то вроде ученого, не только отмечающего собственные реакции, но также регистрирующего частоту их появления с целью обратном связи и оценки. Итак, подросток, который пытается меньше курить, может подсчитывать число сигарет, выкуренных в день или в течение определенного отрезка времени. Также подосток, пытающийся похудеть, систематически заполняет таблицу с результатами ежедневного взвешивания в течение нескольких месяцев. Как видно из этих примеров, сбор точных данных о поведении, которое требуется изменить совсем не похож на глобальное самопонимание, акцептируемое в других терапевтических методиках. Это относится и к установке З. Фрейда о проникновении в бессознательные процессы, и к постулируемой в йоге и дзен необходимости концентрации внимания на внутреннем опыте. Логическое обоснование, лежащее в основе этого шага самоконтроля, заключается в том, что человек должен сначала четко определить повторяемость специфического поведения (в том числе ключевые раздражители, выявляющие его последствия), прежде чем он сможет успешно изменить его.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей в историческом аспекте
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. Эти понятия обычно воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются. ...

Профессиональное воспитание учащихся
“В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода: 1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессионально ...

Функции педагогической науки в медицинском образовании
Функциями (задачами) современной педагогики является научить студента проводить научное исследование (методика и техника социологического исследования), используя, в частности, такой приём, как учебное исследование, и развить умение доходчиво и ясно доносить до аудитории результаты своего научного ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru