Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции контроля

Информация о педагогике » Дидактические основы организации тематического контроля знаний учащихся » Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции контроля

Страница 3

Контроль в подфункции государственной аттестации необходим также для выявления, изучения и обобщения передового и новаторского педагоги­ческого опыта, для его использования в массовой практике учителей.

Таковы основные функции контроля учебно-воспитательной работы. В наглядном виде они представлены на схеме 2.

Схема2

Основные функции контроля успешности обучения

и развития учащихся

В начальной школе контроль и оценка имеет следующие функции.

Социальная

функция проявляется в тре­бованиях, предъявляемых обществом к уров­ню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае ис­пользуется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспита­ния и осведомленности школьника, сформиро­ванное его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

В ходе контроля проверяется соответствие до­стигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталоном (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и ка­чество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в ко­нечном счете система контроля и оценки для учи­теля становится инструментом оповещения обще­ственности (учеников класса, учителей, родите­лей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном эта­пе его развития. Это дает основания для прогнози­рования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения не­обходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходи­мой помощи как ученику, так и учителю.

Образовательная

функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обу­чения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основ­ных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возмож­ность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, про­анализировать, какое содержание обучения це­лесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, како­вы конкретные результаты его учебной дея­тельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; ка­кие стороны учебной деятельности сформиро­ваны, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная

функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной само­оценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятель­ность, активность и самоконтроль.

Эмоциональная

функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) созда­ет определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию уче­ника. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в раз­ряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя долж­на соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчать­ся вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные ре­зультаты мот быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных за­конов педагогики начального обучения - млад­ший школьник должен учиться на успехе. Ситу­ация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная

функция является ос­новой диагноза планирования и прогнозирова­ния. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных резуль­татов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Применение интерактивных методов на уроке зарубежной литературы
Каким же образом нужно строить учебу, чтобы процесс познания стал интересным для учеников? Один из путей является внедрением в педагогическую практику интерактивных методов. Они способствуют не только получению знаний, но и еще в большей степени, навыков, умений. Важны не поиск единственно правильн ...

Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников
Модель включает три функциональные подсистемы: - информационно-аналитическую, определяющую направления анализа информационного потока, отбора и конструирования содержания эколого-экономического образования, разработки информационно-методического обеспечения экообразовательного процесса; - экспертно ...

Аппликация как вид деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР
Аппликация (в переводе с лат.- накладывание) – метод создания художественных изображений из разных фигур, форм, вырезанных из материала и наклеенных либо нашитых на соответствующий фон. В аппликации используются самые разные материалы: сукно, береста, войлок, кожа, бумага, соломка, ткань. Различные ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru