Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции контроля

Информация о педагогике » Дидактические основы организации тематического контроля знаний учащихся » Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции контроля

Страница 1

Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориен­тировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны.

Контроль

— наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение

и провер­ка

. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление

) и изме­ряется (измерение)

тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информа­ция, она учитывается (учет

). В последующем эта информация подверга­ется анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значе­ние, проводится оценивание (процесс оценки

) этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внут­реннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобраз­ным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соот­ветствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.

Результаты оценивания могут быть выражены в баллах — отметках.

Наглядно структурные компоненты контроля можно представить схематически (схема 1).

Схема 1

Структурные компоненты контроля

в учебном процессе

Объектом

(или содержанием)

контроля может стать все, что отно­сится к учебно-воспитательному процессу. Конкретное же его содержание будет зависеть от целевой установки и задач контроля. В частности, кон­тролируется деятельность учителя и ученика в процессе обучения. Учи­тель, проверяя ученика, выясняет особенности понимания и осмысления учеником изучаемого материала, точность, глубину и прочность его зна­ний, широту кругозора, развитие познавательных процессов (памяти, логи­ческого мышления, воображения). В процессе обучения у учащихся фор­мируются общеучебные, специальные и другие практические умения и навыки. Учитель также контролирует степень их точности и устойчивости, способности ученика применять знания на практике, творческий подход к выполнению учебного дела, владение рациональными приемами работы, умение "совмещать", "сливать" одни навыки с другими.

В деятельности учителя контролируются его умение организовать классные занятия, его методы и приёмы обучения учащихся, стиль и приёмы общения.

Таким образом, контроль в учебно-воспитательном процессе позво­ляет установить качество

теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умст­венного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя.

Как элемент ориентировочной деятельности контроль имеет разные функции, из которых главная — функция обратной связи.

Только лишь постоянно имея информацию о том, как "ведет" себя, как реагирует "обучающаяся система" (класс, группа, ученик) на воздействие "обучающей" (учитель, ученик-консультант, технические и электронные средства ин­формации), можно надежно идти вперед по пути овладения знаниями, уме­ниями и навыками. Только тогда учитель может быть уверенным в том, что он учит так, как задумано и как надо. Если результат обучения слабый, то информацию он воспримет как сигнал к перестройке своей методики.

Все остальные функции контроля по их задачам можно свести к двум группам: педагогической

и проверочно-оценочной.

Педагогиче­ская функция в учебном процессе распадается на ряд подфункций:

обучающая, развивающая, воспитывающая, диагностическая, профилактиче­ская, ориентирующая.

Обучающая

подфункция связана с тем, что, выявляя в процессе проверки уровень знаний, умений и навыков учащихся, учитель побуждает ученика к систематическим занятиям, исправляет ошибки и неточ­ности в его знаниях, дает рекомендации о том, как лучше овладеть мате­риалом конкретной темы, побуждает пользоваться дополнительной лите­ратурой, приучает обращаться к справочникам и энциклопедиям.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Динамика результатов исследования по итогам реализации программы
После проведения программы мы провели повторное исследование по методикам: Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда; Методика Р.В. Овчаровой «Склонность подростков к отклоняющемуся поведению»; Экспресс – методика М.И. Рожкова «Изучение социальности ребе ...

Медицинская и социальная модели инвалидности
Главная задача коррекционной педагогики состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями. Одно из главных направлений деятельности на этом пути – устранение всевозможных барьеров в образовании, основывается на социальном подхо ...

Коррекция навязчивых мыслей и действий
При коррективном воспитании детей с этим недостатком характера необходима тактика твердого, уверенного и в то же время бережного отношения. Вследствие того, что речь идет о неустойчивых и чрезмерно впечатлительных детях, то приходится считаться с сильным недоверием, большим критическим отношением р ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru